Статья 17 закона о защите прав потребителей – документ, который позволяет структурировать порядок отстаивания прав ущемленного покупателя (клиента, получившего услугу). Он регламентирует действия истца и ответчика в случае судебного разбирательства, связанного с несоблюдением правил о предоставлении услуг и товаров.
Содержание
Что регулирует ст. 17 ЗоЗПП РФ: описание и содержание
Действующая статья регулирует гражданско-правовые отношения, связанные с защитой прав потребителей. Она уточняет правила отстаивания прав (через суд), порядок подачи иска и особенности уплаты госпошлины в случае судебного разбирательства с компаниями, предоставившими услугу или товар. В последней редакции описаны следующие положения:
- дела о нарушении потребительских прав рассматривает суд;
- гражданин, начинающий дело, может обратиться в любое удобное подразделение суда, связанное с местом его проживания (пребывания) или с адресом компании (см. комментарий 2 ради подробного разъяснения);
- человек, чьи права были нарушены, не должен выплачивать государственную пошлину при судебном разбирательстве.
Все подробности разъяснены в трех комментариях, описанных ниже.
Комментарии к ст. 17 ЗоЗПП РФ
Ряд нижеперечисленных комментариев позволяет разъяснить вопросы, которые могут возникать при обращении в суд.
Первый комментарий (к пункту 1)
Оспариваемые права потребителя рассматриваются в суде общей юрисдикции. Любой потребитель, который считает себя ущемленным, может подать иск. Приоритетным отделением для разбирательств является районный суд.
Если стороны договорятся, они могут решить спор мирным путем, не прибегая к разбирательствам в судебном порядке. Это устранит дополнительные расходы, связанные со стоимостью иска. Стороны вправе избрать и другие альтернативные вопросы разрешения конфликта, которые не противоречат закону. Запрещается принуждение, насильственное изъятие имущества и т.п. действия для устранения конфликта. Перевести дело в суд другой юрисдикции или отказаться от претензий, заменив судебный процесс договором, можно только в том случае, если будет предоставлено письменное доказательство соглашения сторон.
Второй комментарий (к пункту 2)
Истец может обращаться для начала судебного процесса в следующие отделения:
- районные по месту жительства гражданина;
- по адресу проживания физического лица;
- по адресу регистрации компании;
- по адресу филиала организации;
- в суд района, где был заключен договор.
Организация, на которую подается иск, обладает менее приоритетным мнением в выборе места течения процесса. Она не может принудить истца обратиться в то отделение, которое удобнее компании.
Место обращения в суд в зависимости от того, какая часть ООО нарушила права (филиал или головное отделение):
Место обращения | Филиал | Суд |
---|---|---|
По адресу головной организации | Разрешено | Можно |
По адресу филиала | Желательно | Нельзя |
По адресу проживания истца | Можно | Разрешено |
По месту регистрации истца | Разрешено | Можно |
Третий комментарий (к пункту 3)
Согласно пункту 3 статьи 17 закона о защите прав потребителей, человек, который подает дело на рассмотрение в общую юрисдикцию или к представителям мирового суда, не должен оплачивать судебные издержки. Однако это правило распространяется не на всех. Правом не уплачивать государственную пошлину обладают только те лица, которые обращаются по неимущественному вопросу.
Взаимодействие с другими правовыми нормами
Содержание ст. 17 свода законов о защите прав потребителей подчиняется нормам гражданско-правовых отношений. Только в случае гражданского характера следует обращаться в суд.
Нарушение прав потребителей может быть косвенно связано с административными правонарушениями. Но федеральная ст. 17 ЗоЗПП РФ не относится к административно-правовым нормам. Если возникают проблемы административного характера, обращаться следует в Роспотребнадзор Российской Федерации.
В случае если сторона ответчика совершила уголовное правонарушение по отношению к истцу, дело будут рассматривать не по пунктам статьи 17 ФЗ о ЗПП. Как итог – пункт 17 регулирует лишь гражданские вопросы и с другими правовыми нормами в полном мере не взаимодействует.
Судебная практика по статье 17 ЗоЗПП РФ
В суд можно обращаться в случае нарушения прав потребителей. В таком случае дело будет рассматриваться согласно статьей 17. Поводы для обращения в суд для защиты прав потребителя:
- нанесение морального ущерба;
- материальный вред со стороны компании, который невозможно оценить;
- неимущественные претензии к организации, оказавшей услугу или выдавшей товар.
К неимущественным претензиям относятся те случаи, когда нарушаются правила предоставления информации о товаре: цена, содержание указываются неверно и т.п.
Обращаться следует в суд общей юрисдикции. Однако по желанию обеих сторон можно перенести дело на рассмотрение третейского суда. При этом истец и ответчик признают, что судебный процесс будет подчиняться правилам третейского судейства. Чтобы перенести дело, нужно добиться письменного или устного соглашения на этот счет между сторонами.
В результате суда могут быть предприняты следующие санкции по отношению к признанному виновным ответчику:
- возмещение причинённых убытков или возврат потраченных средств;
- постановление о необходимости исполнить обязательства перед потребителем;
- административная ответственность.
Некоторые нюансы
Важно обратить внимание на то, что госпошлина выплачивается ответчиком не всегда. Истец может быть вынужден оплатить полностью или частично пошлину, если подает имущественный иск (а также имущественный и неимущественный одновременно). При этом выплата происходит только в том случае, если стоимость иска превышает 1 млн. рублей.
Если выплата пошлины исключается из обязанностей истца, это не означает, что финансовое обеспечение поступит со стороны государства. Обязанность оплатить издержки будет переложена на ответчика (то есть компании, которая обвиняется в нарушении прав).
Выше было указано, что организация-ответчик не может настаивать на перенесении места суда к месту регистрации компании. Это правило действует даже в том случае, если компания при выдаче услуги (товара) указала, что любые судебные иски подаются по месту нахождения фирмы (филиала). Такое уточнение со стороны организации считается незаконным, поскольку нарушает комментарий к статье 17 Закона о защите прав потребителей, и признается недействительным даже при составлении полноценного договора.
В случае обращения в суд по делу нарушения прав потребителя рекомендуется заручиться поддержкой опытного юриста, а также в первую очередь ознакомиться с вышеописанной статьей 17 и комментариями к ней. Юридическая грамотность поможет отстоять законно положенные клиенту привилегии.