Потребители вправе требовать возмещения ущерба за те неудобства, которые доставили им производители различного рода продукции вследствие продажи товаров, которые имеют дефекты. Сроки исполнения продавцом требований клиента закреплены в последней редакции статьи 22 закона о защите прав потребителя.
Содержание
Содержание 22 статьи ЗоЗПП
В структуру статьи входит один пункт. В нем содержатся данные о том, в какие сроки продавец обязан возместить ущерб, нанесенный потребителю, а также указаны те требования, которые исполнитель по закону обязан удовлетворить. К ним относятся:
- требование выплатить деньги за покупку, что были потрачены потребителем на приобретение продукта (при этом покупателю необходимо осуществить возврат товара);
- требование возместить расходы за исправление самим покупателем либо третьим лицом недостатков товара, обнаруженных после совершения покупки;
- требование снизить цену на товар соразмерно обнаруженному дефекту;
- требование возместить ущерб, который был получен клиентам в результате приобретения продукта (как моральный, так и физический).
Согласно законодательству о защите прав потребителя исполнитель должен удовлетворить требования клиента в течение 10 дней со дня предоставления претензии. По истечении данного срока покупатель вправе обратиться в суд с иском на продавца.
Комментарий к с. 22 ФЗ РФ «О защите прав потребителя»
Юридические практики отмечают, что до 2007 года данные сроки были установлены только для случаев обнаружения недостатков у товара, а не в случаях непредоставления полной и достоверной информации о продукте, которые закреплены в ст. 12 закона «О защите прав потребителей». Но последнее издание закона сообщает о том, что если продавец предоставил неполную или недостоверную информацию о товаре, вследствие чего был обнаружен недостаток, то клиент вправе потребовать компенсации ущерба.
Также эта статья недействительна в случаях, когда продавец предоставляет товар покупателю не напрямую. Если не был заключен договор купли-продажи, покупатель не вправе требовать выплат от продавца.
В соответствии со ст. 18 покупателю должен быть возмещен ущерб в полном размере.
В статье 23 ЗоЗПП говорится о том, что при неисполнении требований покупателя в установленные сроки, производитель обязан оплатить пени в виде 1% за каждый день просрочки.
П. 5 ст. 503 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщает о том, что если сам покупатель отказывается от исполнения заключенного договора о купле-продаже, то он обязан вернуть товар производителю за его счет.
Если покупателю возвращен товар, то он не вправе снизить возвращаемую сумму за полное или частичное пользование продукцией потребителем. Для возмещения ущерба в данном случае клиент должен в результате экспертизы или свидетельских показаний доказать 2 факта:
- Продукт имел дефект.
- Устранение дефекта потребовало расходов со стороны покупателя.
Чаще всего экспертиза не всегда доказывает то, что в продукте имелся дефект, если он уже устранен, но свидетельские показания в данном случае являются довольно эффективным методом доказательства.
Подтвердить факт того, что потребитель потратил денежные средства на исправление недостатков, можно при помощи товарного чека, накладной на запчасти и других документов.
Судебная практика по ст. 22 ЗоЗПП
Судебные разбирательства по данной статье не являются редкостью. Примером такого рода практики является суд, произошедший в Волгограде между публичным акционерным обществом «Волгаэнергосбыт» и между филиалом Волгоградэнерго. ПАО потребовало возмещения ущерба, нанесенного компанией, поставляющей энергетические услуги, в размере 14 713 165, 50 рублей.
Спор заключался в том, что исполнитель обязался предоставлять энергию публичному акционерному обществу, но качество предоставленных услуг было недостаточным. Также услуги были предоставлены не в полной мере. Волгоградэнерго отказался удовлетворить требования клиента в течение 10 дней с момента предъявления претензий от «Волгаэнергосбыт».
Судебным заседанием было принято решение об удовлетворении требований истца в полной мере.
Самым частым случаем являются разбирательства, возникающие между физическими лицами и организациями. Случается так, что суд уже произошел и было принято решение удовлетворить требования покупателя, но продавец не спешит исполнять судебные решения. Это грозит еще большими затратами производителя в виде штрафа и неустойки.
Например, в 2015 году произошло судебное разбирательство между гражданином Клохтиным и российским импортером «Ниссан».
Претензия истца заключалась в том, что ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» в результате предыдущего суда, произошедшего между теми же сторонами, не выполнил требований суда и не выплатил своевременно сумму, которую его обязал выплатить суд. Клохтин потребовал оплатить неустойку, а также проценты за пользование его денежными средствами и соответствующий штраф.
Решением суда было удовлетворение требований истца.
Таким образом, несвоевременная оплата недостатков продукции по требованию клиента грозит продавцу еще большими проблемами. И потребители, и производители должны знать требования 22 статьи закона «О защите прав потребителей» во избежание неприятностей, которые возникают у обеих сторон при обнаружении дефекта продукции.
Доказать то, что продукт был приобретен с недостатком зачастую трудоемкий процесс. Экспертиза не всегда предоставляет достоверную информацию о появлении дефекта, особенно в тех случаях, когда недостатки были устранены покупателем либо третьим лицом. Сведения, содержащиеся в статье 22 федерального закона «О защите прав потребителей», а также в комментариях к ней, расширяют правовые знания потребителей, что помогает при ведении дискуссии с продавцом при его отказе оплатить недостатки либо при судебном разбирательстве, который возникает в связи с проблемой неоплаты исполнителем претензий клиента.