Особенности должностной инструкции продавца-кассира

Продавцы на касса универсама

Согласно законодательству, устраиваясь на новую работу, человек должен получить подробную инструкцию, где будут перечислены по пунктам его обязанности. Прочтя документ, он затем расписывается внизу, подтверждая свое ознакомление. Как выглядит должностная инструкция продавца-кассира? Что это собственно такое и кто выдает? Стоит разобраться подробнее.

Что такое должностная инструкция продавца-кассира, для чего нужен документ

Люди привыкли слышать «трудовой договор» и знают, что это основной документ, подтверждающий их сотрудничество с работодателем.

Должностное руководство – официальная бумага, предоставляемая каждому новому сотруднику. Она разрабатывается каждым предприятием индивидуально. Как правило, представляет собой подробную опись всех обязанностей человека, занимающего конкретную должность. Важно понимать, что инструкция касается профессии «продавец-кассир», не человека. Сотрудник должен изучить и желательно запомнить ее. Внизу он расписывается, подтверждая получение документа.

Содержание стандартной должностной инструкции:

  • обязанности работника (его ежедневные задачи, расписанные подробно);
  • ответственность (за что ему придется отвечать);
  • права;
  • условия работы (график, оплата).

Конкретные обязанности разрабатываются индивидуально. Смотря какое предприятие: продуктовый магазин или торговый центр, место реализации непродовольственных товаров. Конечно, есть общие пункты. Например, продавец обязан следить за залом (внутренней частью магазина, где находится товар и приходят покупатели), состоянием продукции, порядком. А кассир отвечает за свой кассовый аппарат, выручку и пр.

Важно: профессия продавец-кассир налагает двойную ответственность. Это человек, способный обслужить клиентов, демонстрируя им имеющийся товар, заодно рассчитать их. Идет совмещение двух изначально разных профессий. Почему?

Продавец и покупатель в универсаме

Большинство торговых предприятий самостоятельно учит продавцов, показывая, как работает и ведется касса, тонкости расчета и внимательности. Им проще так, чем отдельно нанимать кассира. Продавцы сейчас одновременно мерчендайзеры (стараются красиво и грамотно разложить товар), кладовщики (следят за наполнением кладовой), охранники (несут конкретную материальную ответственность), ревизоры (проводят регулярную инвентаризацию) и менеджеры (обучают новеньких, проводят собеседования).

Кем и когда составляется и подписывается

Автором для должностной инструкции может выступить руководство, заместитель или администратор зала. Иногда инструкцию делают старшие продавцы из первых сотрудников. Им проще, ведь в документе они лишь описывают свои обязанности. Зачастую инструкция – плод коллективного интеллектуального труда. Ее могут дополнить подсказками новичкам. Например, расписывая должностные обязанности продавца-кассира, добавить наименования конкретных операций, которые он должен ежедневно выполнять. Например, сформировать отчет (название команды на кассовом аппарате).

Вот почему многие используют инструкцию как подсказку, где содержится:

  • график работы;
  • обязанности сотрудников;
  • права сотрудников;
  • продолжительность смены;
  • периодичность инвентаризаций (по датам);
  • характеристики должностей, профессий;
  • бонусная система.

Когда инструкция составлена наглядно и грамотно, она решает сразу множество вопросов. Люди помнят свои обязанности, стараются выполнять их. А когда возникают какие-нибудь спорные ситуации, можно открыть инструкцию и найти подтверждение выдвигаемым аргументам. Формат документа – официальный, иногда она выглядит как таблица, иногда похожа на договор, только со списком.

Оптимальных норм и требований нет, полное самообслуживание. Каждое предприятие старается разработать свой идеальный вариант, понятный любому человеку. Более того, должностная инструкция иногда помогает оценить человека, справляется ли он полностью с рабочими функциями. Если нет, работника увольняют.

Как только документ составлен, его изучает руководитель, вносит поправки (если нужно), затем подписывает уже готовый вариант. После чего должностная инструкция становится официальным документом.

Структура должностного руководства: содержание, образец

Документ отражает рабочий день продавца-кассира, все исполняемые им обязанности.

Что будет влиять на его содержание?

Специфика предприятия:

  • продовольственный магазин (кроме качества, продавцы должны регулярно отслеживать еще состояние и сроки годности товара, а также помнить, что алкогольные напитки имеют регламентированное время реализации, более того, нельзя продавать их детям);
  • магазин одежды, обуви (целостность продукции, регулярное пополнение, отслеживание рынка – что можно, что носят, умение сочетать вещи);
  • медицина (в аптеках обычно продавцами берут людей, обладающих высшим или средне-специальным образованием, а именно фармацевтов);
  • автомобильный центр (продавцы обязаны разбираться в марках, особенностях работы машин и прочих вопросах).

Конечно, должностная инструкция, посвященная продавцу в каком-нибудь супермаркете, будет отличаться от содержимого документа, предназначенного менеджеру элитного бутика или ТЦ. Уровень предприятия тоже важен. Чем выше он, тем соответственно больше требований будет. Продавец-консультант там называется менеджером, и зачастую среди соискателей ищут людей, знающих иностранные языки.

Структура документа

  1. Обязанности продавца – кассира:
  • обслуживание покупателей;
  • ведение и последующий учет основных кассовых документов;
  • сохранность кассы и денежных средств до сдачи их бухгалтеру;
  • сверка наличности с отчетом ККМ;
  • обеспечение дисциплины, при использовании кассы (соблюдение лимита, управление средствами);
  • учет ленты от ККМ, бережное отношение к самому аппарату, своевременная замена всех расходных материалов (лент, шпагата и пр.);
  • формирование специальной инкассаторской сумки;
  • контроль за качеством и количеством товара;
  • общение с приходящими поставщиками, изучение рынка (какая продукция лучше расходится);
  • оказание своевременной консультации покупателям (демонстрация продукта);
  • контроль за состоянием и наличием ценников;
  • проведение инвентаризации.

Это стандартные требования, основной «пакет». Стоит помнить, что продавец – кассир, это особая должность, где человек одновременно отвечает за товар и деньги. Поэтому материальная ответственность будет двойная.

Существуют организации, где нет торгового зала, и отпадает необходимость следить за состоянием и количеством товара. Например, билетный контролер. Он занимается реализацией билетов (продавец) и расчетом (кассир).

Продавец взвешивает конфеты

  1. Права работника. Конечно, кроме обязанностей, любой сотрудник имеет права. Это подтверждено ТК РФ. Должностная инструкция указывает его права подробно. Более того там может содержаться система бонусов. Подобные системы создаются предприятиями, занимающимися торговлей. Там идет подсчет реализуемой лично сотрудником продукции. Соответственно, чем больше он сможет продать товара, тем выше вероятность карьерного роста и прибавок к основной зарплате. Вот почему для соискателей зарплату указывают как: «оклад +%».
  2. График работы.
  3. Личные качества (чем должен обладать работник):
  • уравновешенность;
  • ответственность;
  • эмоциональная стабильность;
  • готовность учиться, развиваться;
  • высокая концентрация;
  • хорошая память;
  • доброжелательность;
  • вежливость;
  • целеустремленность;
  • работоспособность.

Изучая резюме десятка соискателей, руководитель будет искать людей, кто обладает перечисленными качествами. Кстати, для продавца-кассира наличие опыта не является первостепенным. Куда важнее сам человек, его мотивация. Многие руководители стараются «воспитать» надежного сотрудника, чтобы он «вырос», улучшая квалификацию на одном, родном предприятии. Например, пришел продавцом, стал оператором, потом бухгалтером и выше. Причем обучение проводят постоянно. Новичка наставляют старшие продавцы, администраторы. Зато можно повысить разряд, пройдя специализированные курсы, причем бесплатно.

  1. Ответственность – конкретно перечисляется все, за что должен на работе отвечать сотрудник. Продавец-кассир занимается кассой и торговым залом. Это общая зона его ответственности. Более того он отвечает еще за собственные решения и поступки.

Основные правила составления документа

Прежде всего, авторы должностного руководства обязаны сверяться с ТК РФ, чтобы составленный ими документ в итоге не противоречил нормам законодательства.

Правила составления договора, основные требования:

  • четкость, соблюдение структуры и классификатора;
  • понятность, доступность изложения;
  • своевременное обновление содержимого документа (чтобы информация не устаревала);
  • полнота досконально всех обязанностей и реальных прав, которые возлагаются на новоприбывшего работника;
  • официальное оформление (деловой стиль, печатный текст, подписи внизу, печать);
  • несколько экземпляров (чтобы один вручить работнику);
  • достоверность объяснений;
  • передача информации.

Девушка на кассе пробивает товар

Законодательство не указывает определенной формы, размера текста и содержимого должностного руководства. Каждое предприятие решает самостоятельно и разрабатывает индивидуальный документ. Важно уметь донести его содержимое до сотрудника. Чтобы старший продавец, администратор или руководитель перед подписанием прошлись вместе по пунктам, объясняя каждое непонятное слово. Если коллектив многонациональный, лучше иметь инструкцию, составленную сразу на нескольких языках.

Ответственность за неисполнение пунктов

Зачастую меры наказания расписаны подробно, как и провинности:

  • опоздания;
  • невыполнение плана;
  • халатное отношение к основным обязанностям;
  • грубость;
  • невнимательность;
  • неопрятность (внешний вид);
  • отсутствие (пропуски работы).

За достоверность и полноту информации ответственен руководитель и авторы должностной инструкции. Например, если с работника вдруг требуют неуказанные там вещи, он вправе потребовать объяснений.

После ознакомления новый сотрудник расписывается внизу должностной инструкции, соглашаясь нести ответственность за полное выполнение всех описанных там обязанностей.

Особенности документа

Почему некоторые предприятия дают короткую инструкцию, другие же – несколько листов? Каждый работодатель разрабатывает свой вариант документа. Он старается включить туда все фактические обязанности сотрудника, его права, а также график работы.

Должностная инструкция помогает дисциплинировать коллектив, разграничить им сферы деятельности, улучшая показатели. Проще работать, когда каждый знает, что конкретно требуется.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации