С какой периодичностью и что имеет право проверять Роспотребнадзор

Сотрудница Роспотребнадзора за своим рабочим местом

Вся работа Роспотребнадзора регламентирована Постановлением Правительства №322 от 30.06.2004 года. В нем обозначено, что данная организация осуществляет контроль за качеством производства, оказания услуг, а также соблюдением санитарно-эпидемиологических норм субъектов, чья деятельность связана с потребителями. Что проверяет Роспотребнадзор, каковы могут быть последствия, если будут обнаружены нарушения?

Что собой представляет организация Роспотребнадзор

Роспотребнадзор – это государственный орган, наблюдающий за качеством выполнения работ и предоставления услуг предприятий, организаций и других учреждений, которые непосредственно взаимодействуют с потребителями. В обязанности Роспотребнадзора входит осуществление контроля:

  • за соблюдением законодательных норм РФ по защите прав потребителей;
  • санитарно-эпидемиологических условий;
  • за продажей отдельных видов товаров;
  • за созданием продовольственного резерва страны;
  • поступления товаров через границы государства;
  • измерения радиации;
  • лицензирования.

Внимание уделяется компаниям, предприятиям, которые занимаются производством, связанным с применением веществ, способным вызвать инфекции. Кроме этого, под наблюдением находятся те, кто работает с источниками ионизирующего излучения.

Виды проверок

Что касается видов проверок, то они бывают плановые и внеплановые. Каждая из них наделена своими особенностями, но все они регламентированы нормами права и обязательны для всех субъектов, деятельность которых связана непосредственно с потребителями.

Сотрудница Роспотребнадзора проверяет стеллаж с детским питанием в магазине

Плановая

Она производится согласно установленному графику, который определяется в зависимости от рода деятельности проверяемого лица с момента его образования. И частота посещения зависит от этого напрямую, если только не поступит каких-либо претензий.

Внеплановая

Независимо, сколько времени работает то или иное предприятие, организация внеплановая проверка может быть осуществлена в любой момент, если поступит сигнал о нарушении от потребителей.

Выездные и документарные

Они определяют непосредственно саму процедуру взаимоотношений проверяющего инспектора и бизнеса. В таком случае работник Роспотребнадзора может лично посетить проверяемое лицо или же запросить предоставить необходимые документы для изучения на своем рабочем месте.

Перед любой проверкой инспектирующая госслужба должна известить руководство о своем намерении прийти. Для этого руководителю направляется письменное уведомление о дате прихода инспекторов. Различие заключается в том, что при плановом посещении требуется сообщить за три дня, а при внеплановой за один день, но сделать это нужно в непременном порядке.

Кого могут проверять и на каких основаниях

Утвержденный Постановлением Правительством регламент деятельности Роспотребнадзора предусматривает проверку всех субъектов, которые предоставляют различные услуги для населения. Поэтому осуществляется контроль во всех организациях, к примеру:

  • аптеки;
  • магазины продовольственные и непродовольственные (одежда, обувь и т. д.);
  • объекты общественного питания — кафе, бары, рестораны, школьные столовые;
  • организации, оказывающие услуги санитарно-гигиенического, бытового характера (ЖКХ);
  • учебные помещения образовательных учреждений, ДОУ (детские сады), школы;
  • поликлиники;
  • женские салоны красоты;
  • это же касается даже и библиотек, где проверяется уровень шума, чистота помещений;
  • дома культуры;
  • банки, страховые фирмы.

Проверка Роспотребнадзора

Одним из главных оснований является обязательная плановая проверка службой Роспотребнадзора, осуществляемая согласно обозначенному плану. Но есть и другой вид контроля, который может быть произведен незапланированно. Поводом «нагрянуть» для инспектора будет служить происшествие, произошедшее на предприятии или в организации. Основанием в таком случае могут быть:

  • жалоба потребителя о несоответствии предоставляемых или оказанных услуг;
  • жалоба от представителя местной власти;
  • истечение сроков, предоставленных для устранения нарушений;
  • начало введения нового вида деятельности;
  • появление информации в СМИ о нарушении санитарно-эпидемиологических норм, продажа некачественного товара, оказание услуг ненадлежащего характера.

Жалобы, поданные анонимно, Роспотребнадзором не принимаются во внимание. Производиться проверка не будет, поскольку в таком виде претензия не имеет состава нарушения. Исключением может быть, если информация предусматривает угрозу для жизни и здоровья населения, а также государственной безопасности.

Как производится проверка и что проверяют

Стоит отметить, что плановые проверки осуществляются согласно утвержденному плану в обозначенное время. Чтобы узнать, когда планируется посещение проверяющим органом, достаточно зайти на его официальный сайт и онлайн просмотреть график проверок. Такая информация является общедоступной, поэтому выяснить ее не составит труда. Электронный график также можно найти и на официальном сайте прокуратуры, без которой законность контроля, возложенного на Роспотребнадзор, будет считаться неправомерной.

Любая проверка инспекционного органа начинается с изучения пакета документа, имеющегося у предприятия, организации, учреждения.

  1. В зависимости от специфики проверяемых может быть затребована документация, которая имеет непосредственное отношение к предмету проверки.
  2. Кроме этого, изучаются условия труда, уровень квалификации работников, непосредственное соблюдение качества, поэтому в процессе инспекции могут браться образцы продукции, делаться контрольные закупки, проведение соответствующих анализов, замеры.
  3. Одним из важных моментов является соответствие проводимых мер с документальным подтверждением их в приказе проведения проверки.

После окончания инспектором в непременном порядке должно быть составлено специальное заключение (акт), где отображается результат проведения. Он составляется в двух экземплярах. Один остается у инспектора, другой отдается управляющему проверяемого предприятия, организации. Кроме этого, в зависимости от характера инспекции может быть составлена и другая документация, например, при взятии проб, отборе определенного товара. Об этом составляются отдельные бумаги.

Что конкретно могут проверять:

  • документы, подтверждающие легитимность деятельности;
  • наличие санитарных книжек у персонала, если это предусмотрено по специфике работы;
  • санитарно-гигиенические нормы;
  • уголки потребителя, книги жалоб;
  • соблюдение температурного режима в помещениях;
  • правила и условия хранения продуктов;
  • сертификаты на продукцию;
  • журналы санитарных и эпидемиологических проверок;
  • прейскуранты, каталоги, меню.

Одним из значимых документов, который непременно должен быть в наличии у проверяемого лица, является журнал учета средств дезинфекции. При его отсутствии руководству грозит выплата штрафа в размере 20 000 рублей. Но здесь же стоит отметить, что данный документ должен быть заверен Роспотребнадзором заблаговременно. Как уже было отмечено, в зависимости от специфики деятельности формируется перечень проверяемых документов, действий и проводимых работ.

Сотрудник Роспотребнадзора держит в руке папку с документами

Руководитель инспектируемого предприятия или организации должен обязательно присутствовать, это касается и штатного юриста. Но, помимо этого, у руководителя есть право:

  • получить от инспектора пояснения, имеющие непосредственное отношение к предмету проверки;
  • обязательно внести данные в специальный журнал с указанием даты начала и окончания инспекции;
  • ознакомиться с результатами проверки и при несогласии внести свое возражение в составляемый акт;
  • обжаловать действия инспекторов в суде или вышестоящем органе.

Важно помнить, что инспекция должна производиться в соответствии с обозначенным в документах предметом проверки. Если эксперты требуют проверить что-то дополнительно, то их действия не являются законными, поэтому руководитель вправе отказать им в этом и соответственно обжаловать.

Кроме этого, проверяться может фирма, предприятие, организация по одной и той же жалобе только один раз за определенное время. То есть, если в течение месяца поступит несколько жалоб относительно одного и того же вопроса, внеплановая проверка может быть произведена не раньше, чем через три месяца с момента предыдущего посещения. Обжаловать действия проверяющих можно в течение 10 дней после подписания заключения, где были указаны результаты инспекции с обнаруженными нарушениями.

Очень важным правилом соблюдения законности проведения проверки является соответствие всех документов со стороны инспектора Роспотребнадзора, к примеру, в распоряжении (приказе) указывается эксперт, который должен провести проверку, поэтому инспектировать должен именно указанный сотрудник. Если же в приказе указан один человек, а проверять проводит другой, то это считается прямым нарушением, и результаты будут признаны недействительными.

Сроки, предусмотренные для проверок Роспотребнадзора

Предусмотренные виды инспекции осуществляются в специально отведенные для этого сроки.

Время проведения проверки Роспотребнадзором

НаименованиеОписаниеДлительность процедуры
Плановаяобозначенный вид проверки производится через каждые 3 года с момента образования той или иной организации, оказывающей услуги населению. Исключением в данном случае являются медицинские учреждения, поскольку проверяются они через 2 года (медицина и образовательные учреждения инспектируются чаще). Руководство организации, предприятия в обязательном порядке предупреждается за 3 дняобщее время, отведенное для проверки, составляет 20 дней, но если были обнаружены какие-либо несоответствия или нарушения, то обозначенный период может быть продлен еще на 20 дней
Внеплановаяне имеет обозначенного графика, так как поводом для ее проведения может стать наличие определенных обстоятельств. Например, написанная жалоба, заявление от потребителя, чрезвычайное происшествие, вызванное каким-то нарушением санитарно-эпидемиологического характера. Она может осуществляться в любое время, если имел место факт нарушения. Но даже в таком случае руководство проверяемой организации необходимо предупредить за 1 день перед посещением сотрудников Роспотребнадзора
Выезднаяна малом предприятии не более 50 часов;

ИП — не больше 15 часов

В качестве дополнения стоит отметить, что работниками Роспотребнадзора в последнее время осуществляют проверки в виде риск-ориентировочного подхода. Суть его заключается в том, что согласно законодательным актам устанавливаются периоды интенсивности контроля, обусловленные отнесением инспектируемого лица к занимающимся деятельностью, сопряженной с категорией риска:

  • чрезвычайный риск – один раз год;
  • высокий риск – один раз в два года;
  • значительный риск – один раз в три года;
  • средний риск – один раз в четыре года;
  • умеренный риск – раз в 6 лет;
  • низкий уровень риска – плановые проверки не делаются.

С 2018 года Роспотребнадзор будет взаимодействовать с ответственными предпринимателями через интернет-сервисы, где последние должны будут освещать свое добросовестное исполнение всех норм, обозначенных законодательством. Благодаря чему им предоставляется возможность перехода из одной группы риска в другую. Таким образом, предприниматели могут изменить порядок посещения проверяющего органа.

Сотрудник Роспотребнадзора проверяет бирки на меховых изделиях

Проведение проверок должно в обязательном порядке согласовываться с прокуратурой, в противном случае действия экспертов будут считаться неправомерными и, соответственно, проверка будет недействительной.

Какие бывают штрафы от Роспотребнадзора

В случаях, когда работниками Роспотребнадзора выявлены отклонения от норм или нарушения, руководство проверяемого предприятия, организации, учреждения может понести один из видов наказания:

  • предупреждение;
  • дисциплинарное;
  • административное в виде выплаты штрафа в размере от 20 до 200 тысяч рублей;
  • гражданско-правового характера;
  • прекращение деятельности сроком на 90 дней;
  • уголовной ответственности, если имел место факт грубого нарушения законодательства, к примеру, продажа алкоголя несовершеннолетним, продажа фальсификата;
  • отстранение от занимаемой должности руководителя сроком до 3-х лет.

Вид ответственности и размер штрафа напрямую зависят от степени тяжести выявленного нарушения проверяемого лица.

Можно ли подготовиться к проверке

Вопрос весьма актуальный, ведь посещение проверяющего органа не всегда приятное, даже если вся деятельность ведется правильно. Это обусловлено тем, что законодателями довольно часто вносятся изменения и дополнения в нормативные акты, уточняющие критерии работы организаций, которые взаимодействуют с гражданами страны. Особое внимание уделяется предприятиям с высоким риском травм, угроз жизни, к примеру, машиностроение. Поэтому, чтобы быть готовым к посещению проверяющего органа, за предоставленное время нужно привести в порядок всю документацию, если есть какие-то недочеты. Кроме этого, необходимо привлечь помощь юридического отдела предприятия, который может учесть все возможные нюансы и подготовить объяснения.

Если же возникает предположение, что проверка может что-то обнаружить, то в качестве предотвращения вероятности привлечения к ответственности рекомендуется направить обращение в компании, имеющие соответствующий опыт в таком деле. Они за короткое время могут помочь собрать необходимый пакет документов, указать на наличие недочетов, нарушений, которые нужно устранить. Но их услуги платные, и при этом не совсем дешевые, поэтому лучше всего стараться не нарушать предписаний, обозначенных в законодательстве, и соблюдать нормы. Это, в свою очередь, позволить избежать внеплановых проверок, а также выявления грубых нарушений, что приведет к ответственности более серьезного характера.

Проверка качества молочной продукции

Какова вероятность избежать проверки Роспотребнадзора

Проверки осуществляются государственной службой надзора на предприятиях, ИП, ООО и в других образованиях, имеющих отношение к потребителям. Чаще всего они проверяются при наступлении определенных обстоятельств, к примеру, жалобы или претензии со стороны потребителя или должностного лица местных органов управления. Лучший вариант для производителя или предпринимателя — решить вопрос с покупателем непосредственно на месте, уговорив не писать заявление. То есть оговорить причину неудовольствия, а при несогласии оформить возврат денег.

Что касается вопроса, как избежать незапланированной проверки, то лучше всего вести свою предпринимательскую деятельность без нарушения обозначенных в законодательстве требований, соблюдать правила предоставления и оказания услуг надлежащего качества. Очень важным является наличие всей необходимой документации, соблюдение условий изготовления, хранения (пищеблок) и реализации выпускаемой продукции.

Новшеством в сфере защиты прав потребителей является принятый ФЗ от 31.12.2014 года. В статье №2 обозначено, что проверка предприятия, фирмы, занимающиеся продажей продуктов питания, а также предоставлением услуг общепита, может производиться вообще без какого-либо предупреждения. Это же относится и к торговым точкам. Такая мера считается своего рода профилактикой соблюдения торговыми точками, буфетами и другими точками общественного питания санитарно-эпидемиологических норм, если имели место отзывы о несоответствии предоставляемых услуг.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации