Ст. 31 закона о защите прав потребителей

Творческая группа обсуждает проект за столом

Данная статья Закона о Защите Прав Потребителей является одной из самых часто изменяемых в ЗоЗПП. Причиной такого непостоянства является судебная практика. Практически каждое третье заседание суда открывает новые подводные камни, с которыми приходится бороться методом корректировки.

Что регулирует ст. 31 ЗоЗПП РФ: описание и содержание

Ст. 31 закона о защите прав потребителей регулирует выполнение временных лимитов на удовлетворение определенных требований заказчика, которые он может предъявлять в законном порядке. Таковые требования могут быть заявлены заказчиком в том случае, если он находит недоделки или любые минусы в выполненной работе или заказанной им услуге. Суть документа и его важность в том, что в случае обнаружения такого рода недоделок и огрехов в исполненном заказе все эти минусы исполнитель обязан устранить в самое короткое время. В том случае, если заказчик выставит другие обоснованные претензии, исполнитель обязан также выполнить их в установленное время в обязательном порядке.

Структура ст.31 ЗоЗПП

Ст. 31 закона о защите прав потребителей подразумевает наличие трех пунктов:

  1. Первый пункт определяет сроки выполнения предъявленных потребителем проблем, которые появились у него при выявлении недочетов в сделанной работе. Период времени, который закон отводит на выполнение предъявленных потребителем претензий (возмещение средств на ликвидацию недостатков, возмещение истраченных денежных средств) составляет 10 суток.
  2. Второй пункт раскрывает нюансы и временной период других обоснованных претензий потребителя. Речь может идти об изготовлении новой вещи или переделывании работы, оговоренной в договоре, с самого начала. Такие претензии должны быть исполнены в сроки, которые установлены для различных сфер деятельности. Если же данное время не определено, то сроки оговариваются сторонами между собой.
  3. Третьим пунктом фиксируются права потребителя на заявление исполняющей стороне требований о выплате неустойки в том случае, если исполнитель выйдет за пределы соглашения, прописанного обеими сторонами или законом. Размеры неустойки определяет ст. 28 ЗоЗПП РФ.

Комментарий: Ст. 31 закона о защите прав потребителей возлагает на исполнителя обязанность соблюдения сроков выполнения претензий заказчика. Это гарантирует, что права приобретателя не будут нарушены и защита им обеспечена. Помимо этого, документом предусматривается наложение принудительной уплаты неустойки, размер которой назначается тем же нормативно-правовым актом.

Песочные часы

Комментарии к ст. 31 ЗоЗПП РФ

Документ регулирует временные рамки выполнения претензий заказчика, которые сопряжены с денежными выплатами (п.1). Также она регулирует временные рамки повторных работ, которые должны обеспечить устранение найденных заказчиком недостатков (п.2). Денежное требование удовлетворяется в необсуждаемый десятидневный срок, начиная со дня выставления потребителем соответствующей претензии.

Временные рамки исполнения заявленных потребителем услуг допускаются быть конкретными, если по договору данные сроки оговорены и установлены как срочные. В том случае, если в договоре такие временные границы не оговорены и не прописаны, то устранение недостатков производится с отсылкой к ст.314 ГК в разумные сроки, которые устанавливаются, учитывая содержимое договора или сторонних определенных обстоятельств. Если услуга (работа/товар) не предоставлена в разумный срок, то на ее выполнение отводится семь дней, если к этому нет препятствий, предусмотренных Законом, другими правовыми актами, обычаями или существом обязательств.

  1. В ст.31 прописаны временные границы удовлетворения только конкретных денежных претензий, которые зафиксированы в п.1.
  2. Законодательство (ст. 28-29) предусматривает права потребителя предъявить претензию на абсолютную компенсацию ущерба (возврат денежных средств), который был причинен в результате несоблюдения рамок начала и окончания работ или найденными недоработками. Ущерб (убыток) в данном случае возмещается в сроки, определенные для возмещения основных претензий.
  3. Убыток, сопряженный с нарушением временных границ исполнения услуг и разрыве из-за этого прежде подписанного договора, восполняется в десятидневный срок. Урон, нанесенный недоделками, огрехами и некачественной работой вообще (если претензия предъявлена об изготовлении новой вещи или к исполнению работ с самого начала, по новой), восполняется в сроки, определенные для выполнения данных претензий. Претензия об устранении недоделок — в сроки, которые определены ст.30 Закона (адекватное время, определяемое заказчиком либо в двадцатидневный срок, либо в срок, прописанный в договоре, либо определенный условиями исполнения работ данной категории), день в день.
  4. Правила отслеживания установленных временных границ определены главой 11 ГК. Следуя ст.191 ГК, отсчет стартует на другой день после календарной даты или начала события, которое положило его начало.

Стройка объекта

Взаимодействие с другими правовыми нормами

Ст.31 ЗоЗПП имеет частотные связи с другими правовыми нормативами.

Основные из них:

  • 13 ЗоЗПП;
  • 17 ЗоЗПП;
  • 27-31 ЗоЗПП;
  • 32 ЗоЗПП;
  • 46 БК;
  • 167 ГК;
  • 330 ГК;
  • 395 ГК;
  • 779 ГК;
  • 782 ГК;
  • 1101 ГК.

Судебная практика по ст.31 ЗоЗПП РФ

Пример: Иск «Центра по защите прав» к НБ «Траст». Суть иска: требование взыскать неустойку за использование пакета услуг страхования, процентов, неустойки, штрафа и морального ущерба. Опираясь на данную статью, юристы «ЦПЗ» добились полного удовлетворения всех пунктов иска в пользу своего клиента. Кассационная жалоба ответчика была отклонена судебной коллегией. Дело рассматривалось в Верховном Суде РФ.

Судебная практика по ст.31 регулируется Постановлением No17, которое вынес Пленум Верховного Суда РФ (февраль 2012 год). На нем были внесены коррективы в следующие пункты кодекса:

  1. Туристические услуги.
  2. Услуги риэлтеров и иных посредников.
  3. Договоры об электроснабжении.
  4. Начисление неустойки за просрочку претензий потребителя.
  5. Штраф за отказ от удовлетворения претензий потребителей.
  6. Долевое строительство.

Коррекция данных пунктов была согласована с Арбитражным Судом РФ.

Учитывая меняющую ситуацию в обществе, процентное соотношение решений, принятых судами в пользу потребителей, ежегодно меняется. Преимущественно, решения выносятся в пользу заказчика-истца. Но в последние годы количество принятых решений в пользу исполнителя-ответчика увеличилось. Чтобы быть постоянно в курсе того, что происходит, стоит регулярно следить за обзорами решений Верховного Суда по этому поводу.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации