Люди – покупатели, клиенты или посетители – считаются потребителями. А организации, предоставляющие товары или услуги – поставщиками. Ведь статья 15 закона о защите прав потребителей помогает людям, пострадавшим от действий поставщиков, компенсировать оказанный им моральный вред. Только если будет доказан факт нарушения поставщиком существующего законодательства.
Содержание
Ст. 15 ЗоЗПП РФ – описание, смысл статьи
Закон регламентирует права потребителя. Эту нужно для регулирования отношений сторон на рынке. Клиенты, уплачивающие организациям денежные средства за товары или услуги, вправе получать взамен качество, и гарантии исправной работы приобретенного оборудования. Статья 15 ЗоЗПП описывает механизм получения компенсации, если покупатель получит какой-нибудь моральный вред по вине продавца. Размер компенсации индивидуален и определяется судом.
Например: гражданин приобрел автомобиль. Изучил документы, характеризующие машину как новую, без дефектов или поломки. С машиной получил гарантийный талон. На практике автомобиль оказался не исправен. Согласно ФЗ РФ, недовольный потребитель вправе получить возврат денег или обмен товара, если докажет, что причиной дефекта не стала неправильная эксплуатация. Однако, компания – продавец против, специалисты утверждают, что возврату приобретенный товар увы, не подлежит.
Гражданин сначала пишет заявление, обращаясь непосредственно к руководству фирмы – поставщика, описав ситуацию и с просьбой выполнить требования. Заменить товар или вернуть деньги. Если поставщик отвечает письменным (или устным) отказом, подает иск. Законодательство дает ему право организовать судебный процесс, где будут рассмотрены действия обеих сторон.
Вот такие ситуации регулирует ст.15 Зо ЗПП РФ.
Комментарии к ст.15 Зо ЗПП РФ
Согласно ст.1099 ГК РФ если причиненный покупателю моральный вред будет доказан, виновная сторона (поставщик) обязана выплатить взамен денежный долг.
Моральный ущерб характеризует физические, также нравственные страдания, причиной которых стали действия (или наоборот, бездействие) другого лица. Они нарушили его неимущественные (личностные) права.
Последнее время федеральный кодекс не предусматривает больших выплат за причиненный гражданину моральный вред (особенно если сравнивать с компенсациями, принятыми в других, развитых странах). Размер денежных средств обычно определяется последствиями причиненного ранее морального вреда.
Например, некачественные лекарства навредили гражданину, обострилось заболевание или появились осложнения. Также учитывается благосостояние пострадавшего потребителя.
Комментарии подчеркивают двоякость ст 15. Нельзя утверждать, что защита потребителя безусловна и он обязательно получит компенсацию, если докажет факт получения какого-либо морального вреда. Нет, суд выслушает обе участвующие стороны. Прежде всего, потребитель обязан доказать, что моральный вред ему был причинен действиями именно поставщика. Последний предоставляет от себя другие доводы. Обе стороны могут подкреплять свою правоту документами и мнением свидетелей. Российский суд изучит все предоставленные факты, потом лишь вынесет решение.
Как ст.15 взаимодействует с другими правовыми нормами
Например, ст.18, регулирующей права потребителей, когда в товарах обнаруживаются недостатки.
Оба распоряжения по смыслу и направленности не противоречат друг другу. Ведь если у поставщика, обязанного предоставлять лишь свежие и качественные продукты покупатель выявляет неликвид, он вправе потребовать:
- заменить товар;
- уменьшить стоимость;
- вернуть деньги;
- устранить выявленные дефекты у товара.
Это согласно ст.18, также покупатель может воспользоваться ст.15 и потребовать продавца возместить причиненный им моральный ущерб.
Законы, циркуляры, разработанные в Российский Федерации стараются учитывать все возможные случаи, чтобы права граждан всегда были защищены. Поэтому временами происходит пересмотр и редакция существующих актов. Оттуда возникают поправки и дополнения в законодательстве.
Судебная практика
Насколько велики шансы обиженного клиента получить желаемую компенсацию? Юристы считают судебную практику по ст. 15 довольно обширной. Конечно, судятся обычно «по-крупному», когда размер убытка исчисляется десятками, сотнями тысяч.
Большинство судебных решений – это назначение штрафа, если потребителю удается доказать суду вину ответчика.
Некоторые нюансы
Иногда организации умышленно обманывают своих потребителей. Утверждают, что возврата нет и нет начальства (директор уехал, администратора нет) и кажется, что ст.15 в конкретных магазинах или компаниях не действует. Это заблуждение. Законодательство РФ охватывает страну одинаково и нет регионов, где правовые акты могут утратить силу. Неважно, какие внутренние правила имеет организация, потребитель должен помнить свои, подтвержденные законом, права.
Чека нет, квитанции тоже. Отсутствие документов, способных подтвердить факт приобретения товара не помешает недовольному потребителю заявить о праве получения компенсации.