Куда жаловаться на коллекторов?

Надпись на входной двери краской "Верни долг"

Законодательство пытается защитить мирных граждан от действий коллекторов путем ограничения их прав. Однако, нововведения на практике не сильно помогают. Продолжаются звонки, угрозы, нежданные визиты. Что делать? Куда жаловаться на коллекторские агентства, и как правильно общаться с такими взыскателями, если они приходят? Стоит подробнее рассмотреть вопрос.

Коллектор – кто он?

Юридическое лицо, осуществляющее активную деятельность по возвращении денежных долгов, срок по которым уже вышел. Проще говоря, коллекторная организация – посредник, курсирующий от банка к задолжавшему клиенту. Банки сами нанимают коллекторов или «продают» им обязательства заемщиков. Так финансовые учреждения пытаются как-то вернуть долги.

Ответственность коллекторов

  1. Если коллектор, осуществляя трудовые обязанности, нарушает нормы действующего законодательства, он должен будет выплатить самостоятельно штраф, максимальный размер которого — 50 000 р.
  2. Коллекторная организация должна будет выплачивать штраф максимум 100 000 рублей, если в своей работе она допустит нарушения норм законодательства.
  3. Любая коллекторная организация должна перед началом работы пройти регистрацию и быть включенной в общий государственный реестр. Иначе ей придется выплатить 1 млн. рублей штрафа и прекратить деятельность.

Как видно, действие подобных организаций регулируется законом.

Права коллекторов

По существу, коллектор – это работник, занимающийся должниками. Если он зарегистрирован как юрлицо в реестре, то имеет право:

  • заключить соглашение с самим должником, договорившись, когда звонить и куда приходить для встреч;
  • проводить встречи, связываться онлайн или по телефону с должником, рассылать разные телефонные сообщения (стоит помнить, что количество встреч и всех телефонных звонков ограничено);
  • передать информацию, собранную им о должнике своей коллекторской организации, а также банку – кредитору.

Вот как должен поступать законопослушный коллектор. При этом нормативные акты не запрещают ему осуществлять взыскание старых долгов на практике, ведь любой должник обязан погасить свои кредиты.

Какие ограничения были разработаны для взыскателей долгов:

  • коллекторы не имеют никакого права оказывать должникам моральный, физический или психический вред;
  • количество встреч, поступающих звонков, передаваемых сообщений согласно законодательству ограничено;
  • сами долговые специалисты не могут иметь личных неснятых судимостей, все организации подобного плана должны быть включены в общий госреестр.

Мужчина разговаривает по мобильному телефону

Куда можно жаловаться на коллекторов

К сожалению, многие коллекторские организации увлекаются и забывают нормы закона. Взыскатели долгов понимают, что каждый расплатившийся должник, это источник дохода, пытаются добиться возвращения денег любыми способами. Куда гражданин вправе жаловаться на таких коллекторов?

Здесь стоит внимательней разобраться в сложившейся ситуации. Иногда бывает, что сами взыскатели долгов ошибаются. Например, идет звонок домой к должнику, но там по факту живут уже другие люди. Сам гражданин успел переехать. Или же коллекторы досаждают родственнику должника, кто не выступал доверителем и не связан никак с кредитом.

Что делать:

  • если коллекторы названивают постоянно на мобильный, сменить номер;
  • попробовать самим связаться с организацией и объяснить ситуацию;
  • написать письмо, указав адресатом коллекторскую организацию, приложить все нужные документы;
  • подать жалобу в судебный орган (прокуратуру).

Итак, куда может обратиться должник, уставший от неправомерных (порой опасных) действий взыскателей долгов:

  1. ФССП – проще говоря, это федеральная служба судебных приставов. Инстанция обязана следить за состоянием и работой госреестра. Вдобавок ФССП контролирует деятельность участников реестра. Гражданин может спокойно пожаловаться на угрозы коллекторов. Пристав инициирует проверку и проблема быстро решится. Писать в любое удобное время через интернет, посетив сайт ФССП.
  2. НАПКА – проще говоря, национальная ассоциация коллекторских агентств. Считается крупнейшим объединением организаций, занимающихся активным взысканием долгов. Работа коллекторов выполняется с нарушением? Гражданину достаточно подать заявление или оставить отзыв на сайте данной организации.
  3. Роспотребнадзор также может помочь, ведь коллекторские организации тоже относятся к предприятиям, предоставляющим услуги своим клиентам. Взыскать долг, применяя угрозы или шантаж, это прямое нарушение законодательства.
  4. Роскомнадзор поможет, если коллекторы перешли от угроз к насилию и другим незаконным действиям. данный орган способен привлечь к соответствующей административной ответственности, наложить штраф и пр. Претензии можно отправлять письменно, по телефону (есть специальная линия) и через интернет.
  5. Финансовый омбудсмен – специальная организация, способная стать посредником и примирить должника с его банком. Омбудсмены осуществляют досудебное урегулирование подобных конфликтов. Если должнику удастся помириться с банком, то его точно минует расправа коллекторов. Банк просто откажется от их услуг.
  6. Полиция, прокуратура – крайние инстанции. Туда стоит обращаться, когда действия коллекторов стали откровенно противозаконными. Пример – портят имущество, пытаются угрожать родственникам, оскорбляют, занимаются мошенничеством, приезжают ночью или под утро домой, по указанному в кредитном соглашении адресу. Поможет заявление или простой звонок 02.

Девушка гуляет с коляской мимо рекламы микрозаймов

Причины жалоб

Действия коллекторов продолжают возмущать население. Когда банковские работники постоянно названивают, пытаясь уговорить должника закрыть кредит.

Коллекторы идут гораздо дальше:

  • угрозы, звонки круглосуточно;
  • нежданные визиты домой, на работу должника;
  • визиты родственникам, членам семьи, даже детям;
  • угрозы гражданам, с требованием закрыть чужой (!) долг;
  • порча имущества, вплоть до поджогов;
  • угон машин, воровство, мошенничество;
  • разрисовка стен подъезда, снаружи дома оскорбительными надписями, смыть которые потом крайне трудно.

Список можно продолжать бесконечно. Казалось, времена 90–х давно прошли, когда должнику прикладывали горячий утюг, избивали и требовали погасить долг. Сейчас коллекторы стали действовать тоньше, пытаясь подавить волю должника.

Причем порой взыскатели не задумываются, куда звонят. Зачастую жалуются родственники должника и незнакомые люди, кто стал случайной жертвой коллекторов.

Все это вынудило Правительство ввести ряд специальных нормативных актов, ограничивающих коллекторов. Более того, сейчас пострадавший гражданин может потребовать возместить нанесенный ущерб и наказать организации.

Как правильно нужно разговаривать с взыскателями

Чаще всего коллекторы действуют с помощью телефонной линии. Юристы советуют, как следует отвечать на подобные звонки:

  • разговаривать всегда вежливо, нейтрально, не допускать в собственной речи оскорблений или личных выпадов;
  • записывать каждый поступающий «коллекторный» звонок, предупредив об этом собеседника;
  • просить собеседника назвать себя и организацию, откуда он звонит;
  • попробовать разъяснить ситуацию, если коллектор перешел к угрозам или оскорблениям, предупредить его о праве обратиться в соответствующие инстанции.

Конечно, если звонят постоянно, правильно будет выяснить источник проблемы.

  1. Звонки родственникам – если коллекторы, минуя должника, беспокоят его родственников, кто не являлся поручителем, нужно посетить агентство, оставить там заявление с просьбой прекратить незаконные действия. После чего посетить свой банк, откуда брали кредит, и написать заявление там, попросив не распространять более личные данные. Если оба варианта прошли впустую, обратиться уже в надзорный орган (Роскомнадзор) или прокуратуру.
  2. Чужой долг. Гражданину стоит выяснить наименование и адрес организации, посетить ее, чтобы выяснить обстоятельства. Если он указан как контактное лицо, то оставить заявление с просьбой удалить данные.
  3. Кредитов нет. Долгов нет, а коллекторы звонят, требуя вернуть их. Тогда гражданину нужно сначала посетить банк, выяснить ситуацию. Возможно, произошел сбой или кредит оформил тайком чужой человек, использовав документы гражданина. Тогда поможет не Центробанк, а судебный орган.
  4. Угрозы. Такие звонки нужно обязательно записать, потом предъявить собранные материалы с заявлением в полицию.
  5. Поручитель. Если гражданин – поручитель и его подопечный задолжал деньги, нужно связаться самостоятельно с ним, прося погасить кредит. Если тот отказывается, придется выплатить вместо него. Правда, потраченные средства гражданин может потом забрать через суд.

Девушка разговаривает по телефону в парке, за ней идет незнакомый мужчина

Какие из действий коллекторов можно назвать правомерными

Чтобы взыскивать долги коллекторы используют:

  • звонки;
  • сообщения;
  • почтовые уведомления.

Это безопасные действия. В общем, деятельность подобных организаций была пересмотрена после 3 июля 2016 года, когда был разработан специальный Закон «О коллекторной деятельности». Согласно ему, взыскатели вправе звонить:

  • не чаще 2 раз за неделю, причем 08.00–22.00 (будни) и 09:00–20:00 (выходные).

Личный визит

Если должник намеренно игнорирует текст сообщений, пропускает звонки, то сотрудник вправе прийти домой или же на работу, чтобы провести переговоры. Это стандартная мера. Согласно закону, долговые специалисты могут посещать должника 1 раз за неделю, не чаще.

Оказывая особое давление, коллекторы не могут перейти к физическому или моральному насилию. Избивать или насиловать должника (такие случаи к сожалению, бывали).

Судебное. Да, если звонки и даже личные встречи впоследствии не возымели должного эффекта, коллектор вправе инициировать судебный процесс, где долгами гражданина займутся уже судебные приставы.

Важно: каждый раз при звонке или отправке письма коллектор обязан назвать себя и организацию, которую он представляет. Если вместо двух раз он начнет звонить пять раз в неделю, его действия уже выходят за границы, определенные новым законом.

Однако, хоть действия коллекторов и были пересмотрены законодательством, гражданам стоит помнить, что, если они решили брать кредит, они обязаны погасить его.

Порядок действий при подаче жалобы

Гражданин должен в своей жалобе не только описать факт неправомерных действий определенной долговой организации, но и обеспечить ее доказательствами. Жалоба составляется сразу в нескольких одинаковых экземплярах.

Среди материалов, способных стать доказательствами можно использовать:

  • записи коллекторских звонков;
  • видеозаписи визитов;
  • СМС – переписка;
  • медицинское освидетельствование;
  • письма коллекторов.

Важно: составляя заявление, должник отравит копию и самому нарушителю.

Прокуратура станет последней инстанцией, куда вправе обращаться пострадавший гражданин. Жалобу на коллекторов в прокуратуру по образцу можно изучить на сайте инстанции, получить от юриста.

В заявлении гражданин указывает следующее:

  1. Реквизиты заявителя: его Ф. И. О, адрес прописки, фактический адрес (где проживает), контактная информация (это личный номер, электронная почта, домашний номер).
  2. Реквизиты прокуратуры: адрес, полное наименование инстанции.
  3. «Заявление» в центре.
  4. Повествовательная часть, там заявитель подробно, по фактам, описывает ситуацию. Важно не допускать личного мнения, только изложить события. Соблюдать нейтральный деловой стиль, хронологию. Стоит добавить ссылки на соответствующие нормативные акты, способные помочь заявителю и регламентировать его права.
  5. Просительная часть, там заявитель конкретно пишет: (проверка деятельности Н (название) коллекторной службы).
  6. Заключительная часть – дата составления, списком перечислены дополнительные материалы, личная подпись.

Таким образом, порядок действий гражданина будет таким:

  • сбор материала (запись звонков, хранение писем, запись видео);
  • составление заявления, образец которого можно скачать или посмотреть на сайте;
  • отправка заявления с собранными материалами;
  • ожидание результата.

Возможно, инстанция, куда обратится заявитель, попросит дать показания или предоставить дополнительные материалы.

Мужчина вводит текст на клавиатуре ноутбука

Особенности

Может ли Центральный банк использовать коллекторские организации? Да, только зачастую финансовые учреждения подобного уровня стараются справляться собственными силами. Или привлекают судебных приставов.

Коллекторы занимаются лишь банковскими кредитами? Нет, они могут предложить услуги любой организации, имеющей должника.

Стоит ли использовать антиколлекторские организации? Решать гражданину. Законодательство предоставляет ему достаточно вариантов решения проблемы.

Какой язык в основном используют сотрудники в работе? Русский, хотя если общаются с должниками – иностранцами могут привлечь переводчика.

Можно ли банк войти в трудное положение должника и обойтись без коллекторов? Да, договориться поможет омбудсмен. Например, можно реструктурировать долг или пролонгировать сроки выплат.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации