На сегодняшний день все сферы деятельности привязаны к банковской системе — выдача зарплат, перечисление пенсий и детских пособий, оплата коммунальных услуг, дорожных штрафов, налогов. Оплатить товар можно как в магазине, так и в сети интернет. Банки предоставляют кредит на любые цели — повседневные потребности, приобретение движимого или недвижимого имущества. В связи с таким объемом предоставляемых услуг не исключена ситуация, когда банковское учреждение допустило ошибку в своей работе. Клиент может решить спорную ситуацию, написав претензию в банк.
Когда стоит писать жалобу
Банковская претензия — юридический документ, целью которого является разрешение спорных ситуаций, возникших между отделением банка и клиентом.
Клиент вправе подать претензионное письмо в случае нарушения его прав. Самыми распространенными считаются претензии, касающиеся:
- Списание комиссии за обслуживание кредитного счета после полного погашения кредита и закрытия договора.
- Некорректная работа банкоматов. Аппарат принял наличность, произошел сбой в его ПО. Транзакция была проведена, а сумма платежа не списалась со счета или, наоборот, средства не поступили на счет. Банкомат не вернул карту или не выдал деньги после запроса на выполнение операции.
- Возврат денежной суммы, оплаченной сверх необходимой (возврат страховой суммы по кредитному договору в случае его досрочного погашения).
- Жалоба на служащего банка (некачественное обслуживание, грубое поведение, хамство).
- Выявлены случаи мошенничества (списание средств со счета, снятие наличных через банкомат без ведома клиента).
- Много спорных моментов, связанных с кредитованием. Несвоевременное зачисление внесенных средств по потребительскому кредиту, ведущее к просрочке платежа.
- Навязывание услуг банка сотрудниками учреждения посредством звонков, рассылка спама на электронную почту или вас обслужат при выполнении некоторых условий.
- Изменения условий и ставок процентов по договору, не уведомляя об этом клиента.
- Передача персональных данных клиента сторонним лицам.
- Удержание или списание средств, не предусмотренных условиями договора.
- Нарушены сроки перечисления денежных средств по депозиту, платежное поручение проведено позже указанного дня.
- Банк в нарушение ваших прав заблокировал карту для оплаты товаров и услуг или перечисленную зарплату направляет на погашение долга по кредиту, не имея исполнительного листа, в котором прописано такое право.
- Банковское учреждение не выдает вам выписку по счетам, об оплатах, произведенных с вашего счета, снятии или поступлении наличных на карту.
Строго регламентированного образца претензии к банковскому учреждению нет, также и нет обязательного способа ее передачи (по почте, при личном посещении банка, электронной почтой). В интернете можно найти множество бланков написания претензии в отношении кредитования, непрофессионального обслуживания и других возможных ситуаций. Если есть возможность, скачайте шаблон заявления в режиме онлайн с официального сайта вашего банка.
Документ должен быть оформлен в письменном виде и содержать в себе суть претензий без ненормативной лексики, ненужных подробностей. Составляется заявление в двух экземплярах (один предоставляется банковскому учреждению, второй с датой его регистрации и входящим номером остается у клиента). Далее передается в банк лично клиентом или отправляется заказным письмом.
Урегулировать спорную ситуацию можно тремя способами:
- Устно обратиться к управляющему отделения банка — вы просите пригласить руководителя отдела и рассказываете ему суть претензии, какие действия по отношению к вам являются неправомерными или некорректными.
- Обратится в отдел по приему претензий или позвонить на горячую линию банка. Пример претензии можно найти на сайте банка или же вам будет предоставлен такой бланк для заполнения онлайн-консультантом.
- Направить письменную претензию в банк. Поскольку такие обращения регистрируются в журнале входящей корреспонденции, ваше заявление сотрудники претензионной службы не потеряют и не упустят из виду (что может произойти в двух предыдущих вариантах).
При обращении с жалобой в банк необходимо знать, как написать претензию в банк и какая информация должна в ней отображаться. Как и многие другие, досудебная претензия в банк содержит в себе три части: заглавную, основную и заключительную.
Структура документа:
- Наименование банка и лицо, которому адресована претензия.
- Личные данные заявителя и контактная информация, адрес.
- Слово «претензия» по центру листа.
- Основная часть — коротко излагается спорная или конфликтная ситуация, аргументированная фактами с указанием даты нарушения.
- Факты, свидетельствующие в вашу пользу со ссылкой на законодательные акты, пункты договора. Подкрепить свои слова копиями чеков, платежных документов, договора. Укажите свои требования к банковскому учреждению. Попросите рассмотреть ваше обращение в законодательно установленный срок (10 — 30 дней) с даты его получения. А также желаемый способ получения ответа.
- Заключительная часть содержит дату написания и подпись.
- Под датой укажите перечень документов, прилагаемых к претензии.
Образец составления претензии в банк
К ______________________________
(имя банка, место нахождения)
от: _____________________________
(ФИО клиента, адрес)ПРЕТЕНЗИЯ
«___»_________ ____ г. между нами был подписан договор _________ (дата, номер, название договора).
По условиям которого _________ (написать, какие обязательства возникли у сторон, в какие сроки должны быть выполнены).
В сегодняшний день _________ (описать, что не выполнено, какие пункты договора нужно пересмотреть и выполнить).
Исходя из вышеизложенного,
Прошу:
1. _________ (описать требования) устранить или выполнить в течение ____ дней с даты получения претензии.
Перечень документов, прилагаемых к претензии:
2. Документы, подтверждающие обоснованность предъявляемых претензийДата «___»_________ ____ г. Подпись _______
Для самостоятельного написания претензии нужно иметь под рукой Закон «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс (ст. 21-27).
Образцы претензий
Претензии могут иметь разный предмет обращения:
- На возмещение суммы страховки по кредиту. К примеру: гражданин взял кредит в размере 10000 рублей на три месяца, стоимость страховки составила 1000 рублей. Заемщик смог погасить заем в течение двух месяцев и полностью выплатил стоимость страховки. Поскольку 1 месяц остался не использованным, излишне уплаченная сумма подлежит возврату, сколько это будет точно, рассчитает специалист.
- Жалоба о неправомерном или ошибочном списании со счета денежных средств.
- В связи с некачественным обслуживанием.
- Претензия в банк о нарушении прав потребителя и условий договора.
- Заявление на реструктуризацию договора по автокредиту в случае, если потребитель не может уплатить сумму задолженности в нужном объеме или в установленный срок.
- Требование на возврат страховой премии.
- Иск на возврат денежных средств, снятых после кражи карты или получения ее обманным путем (о чем банк был уведомлен заранее).
Установленный срок рассмотрения претензии прописывается в договоре с учетом требований законодательства. И составляет от 10 до 30 рабочих дней, при проведении дополнительных проверок — срок увеличивается до 45 дней. Период отсчитывается со дня получения документа банком, а не с момента его отправки по почте. Договор по ипотеке может быть расторгнут в одностороннем порядке. Поводом для прекращения действия договора может послужить несоблюдение или отказ от выполнения его условий одной из сторон.
Банк не реагирует, к кому обращаться
Если банковское учреждение не реагирует на ваши обращения или игнорирует их — клиент вправе обратиться в вышестоящие инстанции:
- Центробанк РФ — государственный орган, контролирующий деятельность банков. Принимает любые жалобы, поступающие от граждан (передача личных данных чужому человеку, незаконная передача информации о наличии денежного долга коллекторам, кража, желание оспорить неправильно начисленные суммы комиссии). Рассматривает полученные жалобы в семидневный срок, может снять долг, если он был начислен незаконно. После чего напишет вам ответ и отправит письмо на указанный адрес.
- Роспотребнадзор — орган, осуществляющий надзор за предоставлением товаров и услуг населению. В его компетенцию входит проверка деятельности банковских учреждений, в случае выявления нарушений — дает предписание по их устранению (не рассматривает финансовые вопросы).
- Государственная антимонопольная служба — изучает финансовую сторону нарушений (неисполнение условий договора, незаконное начисление процентов и комиссий, несвоевременные выплаты по вкладам).
- Прокуратура — обращаться нужно лишь в случае нарушения ваших прав как гражданина, а не как потребителя (разглашение ваших личных данных).
- Суд — наиболее действенный способ добиться справедливости от принуждения выполнять условия договора до возмещения компенсационных сумм.
Форма жалобы во все вышеперечисленные инстанции отличается только информацией в наименовании адресата.
Особенностью такой процедуры является решение проблемы в максимально короткий срок без лишней шумихи, поскольку может пострадать репутация банка.
В случае когда банк пересмотрел списки должников и решил списать сумму задолженности по кредиту как безнадежную, у клиента возникает налоговое обязательство перед налоговыми службами, о чем банковское учреждение не предупреждает своих клиентов, что ведет к начислению штрафов со стороны государства.
Если между вами и обслуживающим вас банком возникла спорная ситуация — попробуйте разрешить ее, обратившись в претензионный отдел вашего банка. Если не последовало никакой реакции, вы вправе обратиться в вышестоящие инстанции, способные повлиять на работу обслуживающего банка. В случае когда вы не уверены в своих силах или сомневаетесь, что сможете правильно написать претензию в банк, обратитесь за юридической помощью к специалистам.