Составление досудебной претензии

Девушка печатает документ на ноутбуке

Судебные разбирательства – вещь неприятная, долгая и выматывающая, но порой необходимая. Когда нужно отстоять свою позицию, восстановить справедливость и возместить убытки. Однако судебный процесс – это конечная станция. Место, где один человек готов разрешить конфликт, руководствуясь нормами законодательства. Что должны сделать стороны до этого? Собрать материалы, составить иск, это понятно. Что еще? Им понадобиться досудебная рекламация. Что это и зачем нужно? Когда подается и кем? Стоит разобрать это подробнее.

Что такое досудебное урегулирование споров

Согласно ГК РФ существует несколько законных способов урегулировать имеющейся конфликт, не прибегая к суду. Возможно, сторонам удастся прийти к одному общему знаменателю.

Досудебное урегулирование – процедура, используя которую участники пытаются решить создавшийся конфликт мирно, еще до официального их обращения в суд. Существуют специальные юридические организации, где специалисты занимаются оказанием услуг разрешения проблемы без суда. Они подскажут, какие шаги должен предпринять заинтересованный в мирном решении участник. Причем досудебное урегулирование бывает добровольным, когда стороны сами собираются прибегнуть к нему. Или обязательным, без которого претензия не будет принята в суде.

Обязательное урегулирование либо закреплено законодательно, либо заранее было согласовано и утверждено в договоре. Добровольный предсудебный процесс организовывают конфликтующие стороны самостоятельно, а обязательный им приходится инициировать.

Результат прошедшего досудебного урегулирования всегда отражается документально. Неважно, каким он будет, отрицательным или же положительным.

В каких случаях применяет досудебная претензия

Почему исполнение досудебного урегулирования настолько важно? Если конфликт сторон серьезный, и они явно не готовы к переговорам и взаимным уступкам.

На практике круг отношений, подвластных мирному урегулированию, достаточно велик:

  • взыскание долгов, накопленных по невыплаченным коммунальным платежам;
  • требования осуществить возврат денег магазином за реализованный некачественный товар;
  • взыскание с супруга алиментов после развода;
  • невыплата обязательного взноса за капремонт;
  • погашение имеющейся задолженности по квартире;
  • разбирательства с застройщиком за сданный им дом;
  • арендатор желает пересмотреть соглашение и снизить текущий размер платежа;
  • гражданин считает, что лишился работы незаконно и выступает против фирмы – работодателя;
  • пострадавший от ДТП получил ощутимый физический урон, теперь требует денежной компенсации;
  • владельцы квартир недовольны ТСЖ, обещанный ремонт не был проведен;
  • покупатель выявил нарушения в хранении и качестве товара, продавец отрицает это;
  • претензии недовольного покупателя, кому был продан некачественный автомобиль.

Девушка держит в руках весы и судебный молоточек

Как видно, ситуации могут быть действительно разными. Однако их объединяет один неоспоримый факт: существуют две (реже больше) стороны, между которыми образовался конфликт. Каждый участник вправе составить второй стороне претензию и попробовать разрешить конфликт иным, мирным путем.

Второе – в большинстве это гражданские дела, рассмотрение которых возможно досудебными организациями, без привлечения судебных органов. Конечно, если стороны согласны.

Чем же отличается претензионный документ от обычной деловой бумаги?

Требования к оформлению документа и его обязанность

Закон не выдвигает конкретных требований к структуре, внешнему виду и даже содержанию претензии. Каждый вправе писать ее, руководствуясь своими представлениями о документе. Единственное исключение – в названии. Именно оно определяет принадлежность бумаги. Автор обязан указать слово «Претензия».

Существуют общие требования, помогающие автору оформить претензию правильно:

  • деловой стиль. Без допущения личного мнения, нецензурной лексики и лишних слов;
  • лаконичность, описание фактов;
  • ссылки на необходимые нормы законодательства, способные поддержать правоту автора;
  • правдивость – любая ложь может, наоборот, дать ответчику повод отказаться рассматривать претензию;
  • хронометраж – по датам автор расписывает начало конфликта, излагает подряд все факты допущенного ответчиком нарушения;
  • дополнительные материалы (документы, способные подтвердить все доводы автора письма).

Если гражданин не знает точно, как составить грамотную досудебную претензию, ему стоит заручиться поддержкой юриста, просмотреть шаблон готового документа.

Изучив претензию, виновная сторона может отправить свой письменный ответ, где, возможно, будет выдвигать встречные доводы и демонстрировать документы. Защита интересов и положения всех участников будет осуществлена усилиями юристов, под наблюдением которых пройдет досудебное урегулирование. Хотя на практике люди порой обходятся сами.

Например, компания – подрядчик обещала и не выполнила сдачу объекта вовремя.

Бизнес-встреча за столом переговоров

Естественно, потребитель (клиент компании) недоволен. Его интересы охраняются ЗоЗПП, поэтому компания становится ответчиком в создавшемся конфликте. Неважно, насколько длительной получилась просрочка. Порой один день решает многое. Конечно, истец может сразу написать конкретное исковое заявление, но вариант досудебного урегулирования стоит использовать перед этим. Ведь это возможность быстрее получить желаемое. Если выплата компенсации – единственное требование, и ответчик готов выполнить его, то конфликт можно решить быстро и мирно.

Содержание и образец документа

К содержанию документа Гражданский кодекс советует отнестись более внимательно, ведь претензия должна показать решимость автора и суть проблемы, с которой он собственно обращается в компетентные органы. Образец содержания стандартной претензии:

  • наименование адресата (кому), его адрес и другие данные;
  • данные автора (Ф. И. О., основной контактный телефон, адрес);
  • начало возникших правовых отношений (документы, способные подтвердить это) – договор, деловое соглашение, подчиненность и пр.;
  • какое именно право отправителя впоследствии было нарушено;
  • возмещение какого конкретно материального ущерба требует с ответчика автор претензии, также варианты, как виновник может выплатить его;
  • если автор решил написать конкретно, что хочет именно денежного возмещения, ему стоит указать свой счет, куда сторона-виновник сможет перевести сумму, чтобы выполнить подаваемую рекламацию;
  • если, наоборот, претензия касается возврата какой-то вещи или продукции, то дополнительно нужно указать, когда и кому ответчик мог бы привезти и отдать требуемое;
  • если смысл претензии – выполнение работ, то автору нужно расписать вид и количество услуг, которые ответчику требуется выполнить (пример – покраска стен, устранение протечки, перевозка груза);
  • в претензии лицо указывает также срок (по закону обычно 10 дней) ответчику на выполнение возложенного обязательства.

Важно четко и по пунктам сформулировать все имеющиеся требования. Законодательство считает деньги универсальным средством расчета. Ими можно выполнить любое возможное обязательство. Однако, если идет досудебное разбирательство, у сторон есть другие варианты. Даже банки, страховые организации и заводы, занимающиеся пищевой продукцией, способны подавать рекламации на граждан, не получивших страховку, на лиц, купивших испорченный продукт.

Образец досудебной претензии можно увидеть и скачать бесплатно. Как видно, по форме такая претензия напоминает стандартный документ. Необязательно искать специальный бланк, достаточно обычной бумаги. Важнее содержание и полнота изложенных там сведений. Автор составляет 2 одинаковые копии претензии. Одну сразу отправляет ответчику, вторую – оставляет себе.

Как передать составленный документ: порядок действий

Итак, претензия составлена, даже проверена юристом (необязательно). Как теперь передать ее?

Мужчина за письменным столом подписывает документы

Порядок подачи и варианты способов ее выполнения:

  1. Заказным письмом. Выбирается заказное письмо, чтобы вторая сторона предварительно получила уведомление.
    Взамен заявитель получает расписку, где ответчиком указывается дата. Так ответчик подтвердит факт получения им письма, заодно выяснит, насколько серьезен заявитель.

    Важно: непременно сохранить чек. Он послужит дополнительным доказательством попытки сторон разрешить все мирно.

  2. Личный визит. Когда заявитель посещает адресата и передает жалобу лично или через секретаря. Например, если ответчик – компания работодателя.
    Тогда получатель сразу расписывается на втором, оставшемся у заявителя экземпляре претензии, указывая расшифровку поставленной подписи, дату и должностью. Желательно, чтобы документу еще присвоили номер, вписав его вручную сверху (или снизу).Вручение заявитель должен проводить не наедине, а со свидетелями. Нельзя отдавать претензию любому сотруднику, кто попался. Иначе потом руководитель просто скажет, что ему неизвестно, кто получал письмо.Гражданин вправе самостоятельно выбрать способ вручения. Одним выезд и личное посещение кажется лучшим решением, другие доверяют почте.
  3. Промежуточный вариант – послание вручит лично доверенное лицо, чьи полномочия будут подтверждены нотариальной доверенностью. Отлично подойдет, если заявитель далеко и физически не сможет приехать сам и не доверяет почтовой отправке (письма иногда теряются).Отсутствие получателя не станет весомой причиной игнорировать претензию. Можно вручить ее позднее или секретарю (заместителю).

Каков срок рассмотрения претензии

Особенности порядка вручения известны, а сколько в итоге времени получатель вправе изучить документ и составить ответ? Здесь заявителю подскажет законодательные нормы Российской Федерации, а именно ЗоЗПП.

Сроки рассмотрения (могут быть отражены в контракте, но если временной границы там нет, то лучше руководствоваться законом):

  • розничная торговля — максимум 14 дней;
  • сфера перевозок — максимум 60 дней;
  • услуги сотовой связи — максимум 60 дней.

Женщина объясняет содержимое документов коллегам

Общий разумный срок, который можно считать универсальным – 30 дней. После чего заявитель вправе составить заявление для последующего обращения с ним в суд.

Основные моменты

А если получателю просто неизвестны сроки рассмотрения досудебной претензии по ГК РФ? Поэтому он случайно упустил время? Увы, незнание нельзя считать весомым аргументом. Недостающим элементом станет не отсутствие знаний, а нежелание идти навстречу заявителю. Ведь тот выслал конкретную претензию, где изложил условия. Ответчику следовало изучить ее и прикинуть варианты. Стороны вправе встретиться и организовать мирные переговоры, где можно обсудить излагаемые заявителем требования. Будь то сдача объекта, выплата зарплаты или что-то еще.

Стоит помнить, что досудебное разбирательство можно проводить самим, без привлечения дорогостоящих юристов и судебных инстанций. Это дешевле, быстрее, и стороны потратят меньше нервов. Как только должник рассчитается, конфликт будет тотчас исчерпан.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации