Статья 12 закона «О защите прав потребителя»

Продавец-консутант за кассой

Развитие законодательства способствует осознанию потребителем собственных прав и обязанностей при приобретении товара или услуги. В статье 12 действующего закона о защите прав потребителя от 07.02.1992 года (последняя редакция от 01.05.2017 г.) говорится о той ответственности, которую несут производители и продавцы, распространяющие ненадлежащую информацию о продукции.

Содержание действующего распоряжения

Структура статьи представлена четырьмя пунктами, раскрывающие те положения, обуславливающие наказание, которое будет нести продавец при непредоставлении достоверной информации.

В первом разделе говорится о праве покупателя получить возмещение за убытки, которые связаны с недостаточным предоставлением информации и получены в результате уклонения исполнителя от заключения циркуляра. В тех случаях, когда договор уже заключен, потребитель в праве отказаться от его исполнения, но в течение разумного для отмены циркуляра срока.

Если покупатель отменил исполнение договора, то за ним закрепляется обязанность вернуть товар, либо возместить услугу или результат работы (насколько это возможно).

П. 2. регулирует то, какое наказание понесет продавец за то, что не предоставил полной и достоверной информации покупателю о продукции (товаре или услуге). Здесь представлена отсылка на 18 и 29 статьи ЗоЗПП, в которых говорится о том, что при обнаружении недостатков у продукта покупатель в праве потребовать замены данного товара на товар той же торговой марки, либо на товар другой марки, но со снижением цены. Также при обнаружении дефекта продукции потребитель в состоянии потребовать возврат денег за товар, безвозмездное устранение причин конфликта, а также снижения цены на приобретаемый продукт.

Если продавец не согласен с претензиями клиента, то он может провести за свой счет экспертизу, на которой вправе присутствовать потребитель.

Девушка расплачивается за покупки в магазине одежды

Если исполнитель отказывается возмещать ущерб, покупатель может подать на него в суд.

Третий пункт обозначает то, как отвечает продавец за причинение вреда жизни, здоровью и имущественному хозяйству клиента. К тому же, возмещается ущерб, который нанесен природным объектам, находящимся во владении покупателя. В этом пункте присутствует отсылка на 14 статью закона «О защите прав потребителей», в которой говорится о том, что исполнитель обязан возместить ущерб по усмотрению покупателя. К характеристикам товара, которые могут оказать вред жизни и здоровью покупателя относятся:

  • производственные, конструктивные, рецептурные недостатки товара;
  • сроки изготовления и сроки годности продукта;
  • дефекты товара.

В четвертом разделе говорится о том, что продавец несет ответственность за ту информацию, что он обязан был донести до клиента, и которую покупатель не знал по причине отсутствия специальных знаний о свойствах получаемого товара или услуги.

Комментарии к действующему положению

К комментариям действующему положению предоставляются сведения о надлежащей и ненадлежащей информации. Каждый покупатель для успешного приобретения товара или должен понять, какая же информация является надлежащей. К такого рода данным относятся сведения, которые в наглядной и доступной форме наиболее полно и достоверно описывают свойства товара и возможные угрозы при его эксплуатации.

При этом, требование клиента возместить ущерб должно быть удовлетворено исполнителем незамедлительно.

В распоряжении 12 ЗоЗПП не предоставлено специальных мер наказания, которые распространяются на продавца, но в тоже время используются отсылки на положения комментируемого закона.

Судебная практика по статье 12

Практика разрешения конфликтов такого рода — распространенное явление в деятельности российских судов.

Например, 1 августа 2017 года Верховным судом Российской Федерации было вынесено решение по делу клиента, обратившегося в банковское отделение в своем районе. Судебное разбирательство возникло в результате взыскания банковским сотрудником денежной компенсации за подключение пакета услуг по страхованию, которые были оплачены клиентом предварительно перед заключением кредитного циркуляра.

Потребитель взял в кредит у банка 231 229,88 руб., под процентную ставку 28,15% в год. Условием заключения кредитного циркуляра была оплата клиентом страховых услуг.

Потерпевший обосновал иск в адрес страхователя тем, что при заключении договора о кредитных услугах, служащие банка попросили внести страховой взнос в размере 29 825,88 рублей. Истец оплатил требуемую сумму, но позже обнаружил, что страхование включено в стоимость кредита и он, помимо уже оплаченной страховки, платит за нее банку дополнительно, так как она входит в процентную ставку банка. Потребитель обосновал свой иск тем, что он не обладает специальными знаниями в области математики, чтобы рассчитать цену услуги и ее включённость в процентную ставку, а банк не предоставил подробной информации о том, оплата каких услуг входит в процент.

Суд решил спор в пользу истца и обязал «Траст» выплатить ущерб в виде страхового взноса, внесенного клиентом отдельно от самого кредита.

В автосалоне покупатели смотрят машину

Не всегда исковые требования потребителей удовлетворяются. Примером этому может служить судебное разбирательство, возникшее между гражданкой и обществом, занимающимся строительными услугами, которыми она воспользовалась. Истец потребовала заменить принадлежащий ей объект долевого строительства, ссылаясь на то, что со стороны общества не была донесена информация о том, что газовый шкаф находится на расстоянии менее одного метра от окна ее квартиры. Ответчик не принял исковые требования и аргументировал это тем, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации строительство жилого дома является законным и отвечает всем стандартам и техническим регламентам, установленным законодательством.

Результатом разбирательства стало отклонение судом иска и принятие решения в пользу строительной компании.

Некоторые нюансы при работе со ст. 12

Данные, представленные в статье, являются достаточно размытыми, к тому же преобладают оценочные определения. Например, «установленный срок» отказа от исполнения циркуляра. Конкретных временных рамок в данном случае нет, поэтому определяются «разумные сроки» в соответствии с содержанием и сутью составленного циркуляра.

Также в законе представлен термин «специальные знания», подразумевающий под собой понимание потребителем свойств товара, которые не нуждаются в дополнительном донесении информации от продавца.

Знание ст. 12 закона «О защите прав потребителя» важно не только для самого потребителя, но и для производителя, продавца товара или услуги. Анализ пунктов положения ЗоЗПП позволит избежать проблем, связанных с заключением циркуляра между покупателем и продавцов, а также не доведет их взаимодействие до судебного разбирательства.

Продавцу следует помнить о том, что он не имеет права умолчать об информации о товаре, либо предоставлять недостоверную информацию. Исполнитель несет ответственность перед получателем товара или услуги за все недостатки продукции, а также за причинение вреда здоровью, жизни и имуществу клиента и обязан незамедлительно исправлять их, если покупатель того потребует.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации