Навязывание услуги: взгляд закона защите прав потребителей

Мужчина внимательно слушает сотрудницу банка

Совершая покупки, люди сталкиваются с распространенными ситуациями в сфере торговли, когда продавец пытается навязать выгодное приобретение дополнительной услуги по акции. Можно столкнуться также со случаем, когда потребителя пытаются убедить, что получение основной услуги без оплаты дополнительной невозможно. Навязывание услуги по закону о защите прав потребителей недопустимо, если дополнительные затраты не прописаны в договоре между продавцом и покупателем.

Самые распространенные ситуации:

  1. При покупке автомобиля сотрудник автосервиса предлагает страховку не только авто, но также жизни и здоровья покупателя.
  2. Банковские работники, оформляя недвижимость в кредит, требуют застраховать как имущество, так и самого покупателя.
  3. Продавцы сотовой связи предлагают подключить бесплатные услуги, которые в дальнейшем переходят в категорию «платные» без ведома приобретателя.
  4. Квартиросъемщика принуждают установить новые счетчики на воду, ссылаясь на штрафные санкции при следующей проверке.

Действия потребителя при навязывании услуг

Законодательство РФ предусматривает возможность потребителя отказаться от приобретения предлагаемых добавочных услуг. Вся информация дана в ФЗ о защите потребительских прав. Это главный документ, регулирующий взаимоотношения покупателя и продавца.

Статья 16 закона о защите прав потребителей включает в себя условия, при которых заключение договора между покупателем и продавцом будут признаны недействительными. Закон разъясняет, что стеснение прав приобретателя влечет наказание за подобные действия по КоАП Российской Федерации. В кодексе указана ответственность, которую понесет продавец за навязывание дополнительных услуг. В рамках ст. 16 все убытки, понесенные покупателем вследствие навязанных услуг, финансово ложатся на продавца.

Ответственность продавца

По закону лица, которые занимаются навязыванием услуг или обманным путем пытаются заставить приобрести их, будут привлечены к административной ответственности. Это соответствует положениям КоАП последней редакции от 2018 года и прописано в части 1 статьи 14.8 п. 2. Нарушение интересов потребителя карается штрафом: для предпринимателей – 1–2 тысячи, для организаций – 10–20 тысяч рублей.

Права потребителя

К основным правам покупателя можно отнести:

  • свободу в своем выборе;
  • отсутствие какого-либо давления, оказывающего влияние на выбор;
  • отказ при навязывании услуги;
  • возможность получения компенсации понесенного ущерба из-за навязанной услуги.

Заранее ограничить себя от незаконного навязывания дополнительных услуг возможно следующим образом:

  1. Тщательно ознакомиться с соглашением до его подписания.
  2. Попросить разъяснить все пункты, которые непонятны, и уточнить, возможно ли отказаться от каких-либо услуг.
  3. При разногласиях, которые могут возникнуть у продавца и покупателя, связанных с содержанием договора, нужно обратиться к вышестоящим сотрудникам организации.
  4. В отсутствие представителя, можно выслать заказное письмо с указанием своих требований. Данный документ необходимо изготовить в 2-х экземплярах. Один должен остаться у потребителя. К нему в дальнейшем нужно приложить уведомление о том, что первый экземпляр доставлен и принят в организации.
  5. Если просьба клиента по каким-либо причинам будет проигнорирована, то он имеет полное право подать документы о нарушении прав в одну из уполномоченных организаций.

Подавая заявление о несоблюдении прав потребителя, необходимо изложить претензию в письменной форме и представить доказательства. По закону это могут быть аудиозаписи, видеозаписи и различные документы. С жалобой можно обратиться в следующие инстанции:

  1. Роспотребнадзор. Защищающий непосредственно потребительские права.
  2. Прокуратура. Контролирует соблюдение прав человека и закона.
  3. Федеральная антимонопольная служба. Занимается контролем финансовой деятельности.

Продавец раскладывает кроссовки на витрине

Исковое заявление: содержание, образец

При отсутствии возможности решить конфликт в досудебном порядке пострадавший может подать иск в суд. Иск о нарушении прав потребителя может подать не только пострадавшее лицо, но и его представитель при наличии заверенной у нотариуса доверенности. Участвовать в заседании помимо истца и ответчика может также уполномоченный Роспотребнадзора. Заявление по иску, сумма которого не превышает 50 тысяч рублей, разрешается в мировом суде. Все иски, которые выше этой суммы – районными судебными органами.

Подать документы истец может:

  • по месту своего жительства, пребывания;
  • по месту нахождения организации;
  • если ответчик ИП, то по месту его проживания;
  • там, где заключался и исполнялся договор.

Подавая иск, нужно помнить о правильности его оформления. Данный документ должен содержать в себе следующую информацию:

  1. Указание данных судебного органа, в который направляется документ.
  2. Паспортные данные потребителя или представителя, номер телефона для связи.
  3. Название организации, на которую подается иск.
  4. Адрес регистрации и месторасположения организации.
  5. Указание проблемы потребителя.
  6. Подтверждение о том, что присутствовал факт навязывания услуг продавцом.
  7. Сумма иска.
  8. Документальное подтверждение попытки разрешить вопрос до суда (копия отправленного письма).
  9. Опись всех отправляемых документов, которая составляется и прикладывается к основному документу.

Если смотреть анонс практики подобных судебных заседаний, можно увидеть, что чаще всего решение принимается в пользу пострадавших. Подавая документы в суд, нужно осознавать, что данная процедура потребует много сил и времени. В спорных моментах лучше обратиться за помощью к опытному юристу, который даст комментарии по конкретному случаю и будет грамотно представлять ваши интересы в суде.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации