Описание и содержание статьи 4 Закона о Защите Прав Потребителей

Девушка расплачивается за покупки на кассе в магазине одежды

В Российской Федерации существует закон, действие которого направлено на защиту прав потребителей. Он состоит из 46 статей и полностью регулирует взаимоотношение всех участников рынка услуг и товаров. Каждая из статей, например, такие как ст. 10, ст. 26.1 или ст. 4 закона «О защите прав потребителей», имеют тесную связь при применении не только между собой, но и с другими правовыми актами, техническими регламентами и кодексами.

Что регулирует статья, комментарий к ней

Согласно ст.4, за потребителем закрепляется право на получение безопасного и качественного обслуживания со стороны продавцов, посредников, исполнителей и изготовителей. Именно она при обстоятельствах различного характера определяет и регулирует нормы и правила реализации продукции и оказания услуг как в целом, так и в отдельном конкретном случае.

При этом в комментарии можно указать, что ст.4 ЗоЗПП предназначена не только для регулирования взаимоотношений между участниками рынка, но и для разрешения конфликтных и спорных ситуаций, возникающих при подобных отношениях. Часто причиной их появления является то, что у приобретателя свое представление о качестве или продукция не соответствует установленным критериям. И чтобы разрешить подобные ситуации и снизить вероятность возникновения новых конфликтов, существует ст.4.

Содержание и структура

Статья 4 ФЗ РФ, защищающего права потребителей в последней редакции включает в себя 5 пунктов, которые содержат следующие положения:

  1. Согласно п.1 потребитель должен получить услугу, результат работы или товар в соответствии с условиями, оговоренными в договоре между ним и исполнителем (продавцом). В этом пункте устанавливается обязанность изготовителя (поставщика) соблюдать критерии качества своих товаров (услуг) во время их передачи (оказания) потребителю.
  2. В соответствии с п.2, если в договоре отсутствуют требования к должному качеству передаваемого товара, выполняемой работе или оказываемой услуге, потребитель должен получить полноценную продукцию, чтобы она полностью соответствовала целям, для которых предназначена.
  3. В соответствии с пунктом 3, если потребитель перед заключением договора уведомил исполнителя (продавца) о том, для каких конкретных целей он приобретает продукцию (услугу), то это необходимо учитывать. Ему должна быть передана такая качественно исполненная продукция (оказана услуга), которая будет пригодна для достижения поставленных задач.
  4. Согласно п.4 потребителю должен быть реализован только такой товар (оказана услуга, выполнена работа), который полностью соответствует представленному описанию и образцу.
  5. В соответствии с п.5, если качество товаров, услуг и работы регламентируется соответствующими законами, то потребителю должна быть реализована продукция, которая полностью отвечает действующему законодательству.

Продавец одежды раскладывает товар

Из вышеперечисленных пунктов следует, что данная статья закона нормирует и регламентирует обязанности поставщика услуг (работы и товаров) и права потребителей. То есть реализуемая продукция, независимо от ее вида, должна соответствовать установленному или заявленному качеству и выполнять поставленные задачи. Исполнение определенных законом нормативов крайне важно для всех сторон взаимоотношений, так как полноценное выполнение обязанностей по заключенному договору позволит избежать спорных ситуаций.

Судебная практика применения статьи, ее нюансы

Действующим законодательством, а именно законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» на продавца возлагаются обязанности по предоставлению только качественного ассортимента. Поэтому если потребитель обнаружил, что приобретенный им товар или услуга не соответствует заявленному или установленному качеству, то он вправе требовать от поставщика продукции возмещения как морального ущерба, так и возврата денег. Для этого ему необходимо установить способы достижения своих целей, которые регламентируются ст. 18 этого же федерального закона. Согласно ей потребитель вправе требовать от поставщика (продавца) продукции, в зависимости от своих предпочтений, выполнения следующего:

  • заменить продукцию, не соответствующую принятым критериям качества, на идентичный продукт этой же модели или марки.
  • заменить приобретенную продукцию равнозначным продуктом, но другой модели или марки с проведением перерасчета стоимости;
  • возместить затраченные средства на оплату ремонта у третьих лиц или на самостоятельное устранение недостатков приобретенной продукции;
  • бесплатно устранить все дефекты и повреждения товара;
  • снизить первоначальную стоимость на идентичную продукцию на уровень затраченных средств;
  • вернуть всю сумму, уплаченную за некачественную продукцию в полном объеме, расторгнуть заключенный договор и принять назад товар со всеми выявленными недостатками и дефектами без дополнительных плат.

При этом, чтобы поставщик не смог отказаться от выполнения предъявляемых требований, приобретатель некачественных товаров или услуг должен подтвердить следующее:

  • факт того, что товар, приобретенный у конкретного продавца, обладал несоответствующим качеством, и это не было обозначено при совершении покупки;
  • факт того, что низкокачественная продукция была приобретена именно в этом конкретном месте;
  • факт того, что было обращение к представителю торговой точки с просьбой о рассмотрении и выполнении предъявляемых требований.

Девушка внимательно читает закон о защите прав потребителей

Если же потребителю после предоставления всех необходимых документов было отказано в удовлетворение его законных интересов, то ему стоит обратиться в суд. При этом нужно учитывать: он сможет принять положительное решение, только если будет доказано следующее:

  • на приобретенную, некачественную продукцию есть соответствующие документы, подтверждающие гарантийный срок;
  • покупатель понес убытки по причине того, что им была приобретена низкокачественная услуга (товар);
  • уведомление о дефектах и недостатках было отправлено в торговую точку в пределах действия гарантии, и это подтверждено документально;
  • поставщик продукции или его представитель отказались удовлетворить законные требования приобретателя.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что если все недостатки и требования имеют документальное подтверждение и оформлены в установленные законом сроки, то, как часто оказывается, потребитель может рассчитывать на положительный исход судебного процесса в своем конкретном случае.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации