Ежедневно люди посещают магазины, кафе, курсы и иные места, где с продавцами товаров и услуг заключается сделка о купле-продаже. Такие взаимоотношения между покупателем и производителем регулирует действующий ныне закон о защите прав потребителей. Это главный нормативно-правовой акт в России, который регулирует отношения между сторонами договора о купле-продаже. В этой статье рассматривается последняя редакция с изменениями этого федерального закона.
Содержание
Что регулирует ЗоЗПП?
В сферу регулирования этого ФЗ входят отношения, возникающие в процессе покупки потребителями продукции, которая реализуется тем или иным производителем. В ЗоЗПП присутствует разъяснение основополагающих терминов, а также описаны все права и свободы граждан, приобретающих различного рода изделия. Кроме того, закон презентует и обязанности продавцов перед покупателями.
Необходимо ли его знать?
Закон «О защите прав потребителей» распространяет свое действие на всех: и на покупателей, и на продавцов. Именно по этой причине о его содержании требуется знать обеим сторонам договора о покупке. Зная этот закон, обманутые потребители могут защитить свои права, а исполнители – понести ответственность за незаконную деятельность.
Помимо этого, в ЗоЗПП РФ предусматривается, при каких условиях возможно оправдание производителя. Таким образом, благодаря НПА, исполнитель может не только нести ответственность, но и защищать себя и свои права в суде.
Структура нормативного акта по статьям: краткое разъяснение
В структуре ЗоЗПП РФ содержится 4 главы, которые включают в себя 46 статей.
В первом разделе представлены общие положения, где содержится информация о правах потребителя на различного рода услуги, а также их права на получение достоверных и полных сведений о товарах и услугах, которые они хотят купить.
Наиболее важными пунктами закона для покупателей, столкнувшихся с неприятностями после приобретения продукции, являются:
- Гарантийный срок – одно из наиболее важных для покупателя, ведь он содержит информацию о том, сколько времени продукт должен соответствовать всем нормам, установленным государственными органами. Кроме того, именно в этот срок можно вернуть, обменять товар или вернуть деньги за некачественный продукт.
- Чек – это документ, который подтверждает то, что покупка была совершена и является важнейшим аргументом при возникновении споров между двумя сторонами договора о купле-продаже.
- Качество товара – это понятие, включающее в себя те свойства, которыми должна обладать покупаемая продукция и, отталкиваясь от которых потребитель может обратиться к продавцу с просьбой обмена, сдачи и возмещение затрат.
- Недостаток и существенный недостаток продукции – это те качества, которые делают продукт непригодным к использованию.
- Срок годности – это то время, на протяжении которого товар будет пригодным к использованию, чаще всего такие сроки устанавливают на продуктах питания.
- Срок хранения – это временной промежуток, на протяжении которого продукция может сохранять потребительские свойства, если следовать всем условиям, указанным на упаковке. Если потребитель будет выполнять все условия, то будет проще доказать вину производителя при возникновении конфликтных ситуаций.
В этом же пункте федерального закона говорится об обязанность продавцов в предоставлении требуемой информации. Там же описано то, какую ответственность несет производитель за деятельность, запрещенную российским законодательством.
В той же главе говорится о том, каким образом потребитель может осуществить защиту своих прав в судебных органах. Такое возможно в случае отказа продавца возместить лицу, купившему некачественный товар, ущерб.
Если продавец не представил данные покупателю, то эта незаконная деятельность будет признана умышленной. Например, если в магазине на шампуне висел ценник с 50%-й скидкой, а на кассе оказалось, что эта скидка не действует, то продавец ввел клиента в заблуждение тем, не сменив своевременно цену на желаемый потребителем товар. Таким образом, он обязан будет продать клиенту товар по той цене, что указана на витрине с товаром.
Во второй главе представлены сведения о том, какие действия должен произвести продавец в случае обнаружения заказчиком у товара дефекта. В законе прописано, что производитель обязан при обнаружении покупателем недостатков произвести обмен, ремонтную работу, а также вернуть покупателю деньги за товар ненадлежащего качества. Если исполнитель отказывается от удовлетворения законных требований покупателя, то клиент вправе обратиться в судебные органы с иском на нерадивого исполнителя.
Во конце второго раздела этого нормативного акта освещается информация о том, какие действия обязан произвести продавец при дистанционной продаже товара. Например, если покупка осуществляется в интернет-магазине, то исполнитель обязан предоставить клиенту полную и достоверную информацию о приобретаемом продукции. Передача сведений должна осуществляться при помощи соответствующих технических носителей.
В третьей части закона о защите прав потребителей и в последней редакции (с комментариями) действующего положения говорится о том, в какие сроки продавец обязан произвести те или иные действия, которые необходимы в результате претензий потребителей. Например, на осуществление ремонтной деятельности изделия дается не более сорока пяти суток. При этом в 30 статье ФЗ «О защите прав потребителя» сообщается о том, что на время ремонта продавец обязан предоставить ожидающему покупателю оказание услуг в виде замены товара, аналогичного по своим потребительским качествам. Но покупателю следует учитывать то, что далеко не все категории товара входят в те, что можно временно безвозмездно заменить. Применение действующего положения указывает на то, что Правительством Российской Федерации был сформирован перечень, в котором перечислены категории товаров, которые не подлежат временной замене. Например, машины, мотоциклы и иные транспортные средства, бытовые приборы, электрические приборы и иные виды товарных категорий. Следует учитывать то, что на время выдаются только те продукты, которые предназначены для длительного использования.
Например, если клиент приобрел телефон, экран которого сильно зависает, то он вправе потребовать его безвозмездной замены на период ремонта приобретенного некачественного продукта.
Если исполнитель, к примеру, обязуется заменить товар, то необходимо предоставить покупателю продукт, относящийся к той же товарной марке, в течение семи суток. Если это невозможно, ввиду отсутствия изделия в наличии, то должен произойти обмен на аналогичный товар, но при этом следует учитывать то, что продавцом или покупателем должна быть осуществлена доплата (это зависит от того, дороже или дешевле замена некачественного изделия).
Бывают ситуации, когда срок замены превышает неделю. Например, если исполнитель решил провести проверку, чтобы выяснить истинную причину поломки продукции. Тогда период замены растягивается до двадцати суток. А если субъекты торговых отношений находятся в районах Крайнего Севера либо в местностях, к ним приравненных, то период замены растягивается до момента следующей доставки продукции в данные регионы. Здесь законодательство в сфере защиты прав и свобод покупателей не устанавливает конкретные сроки, ведь для всех регионов промежутки между поставками различаются.
В четвертом разделе представлены сведения о такой форме защиты в судебных органах, как защита гражданина общественными объединениями. Кроме общественных объединений, защитить гражданина могут органы государственной власти. При этом при решении суда в пользу истца, ответчик будет обязан выплатить 50%-й штраф от присужденной ему суммы организации, защищавшей интересы потребителя.
Взаимодействие с другими законодательными актами
Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» тесно взаимодействует с рядом кодексов, принятых в России. Например, с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, так как именно им устанавливается размер штрафных санкций, которые будет обязан выплатить продавец при выполнении недобросовестных действий.
Кроме того, этот закон взаимодействует с Гражданским и Административным кодексами Российской Федерации.
Судебная практика и законодательство — ФЗ о защите прав потребителей
Судебные разбирательства, связанные с данным нормативно-правовым актом довольно развитое явление в российской судебной практике. За год насчитывается колоссальное количество обращений граждан в судебные органы с иском против недобросовестных производителей. Это свидетельствует о том, что в России предприниматели плохо знакомы с законодательными документами, связанными с защитой потребительских прав. В то же время большое количество судебных разбирательств может быть связано с тем, что в Российской Федерации присутствует такая деятельность со стороны недобросовестных покупателей, как потребительский экстремизм – деятельность по умышленному нанесению ущерба товара с целью получения выгод от производителя.
Все же российские суды требуют проведения экспертизы для того, чтобы выяснить то, на чьей вине поломка изделия, поэтому скрыть правду практически невозможно.
Примером такого рода практики является суд, произошедший в Волгограде между публичным акционерным обществом «Волгаэнергосбыт» и между филиалом Волгоградэнерго. ПАО потребовало возмещения ущерба, нанесенного компанией, поставляющей энергетические услуги, в размере 14 713 165, 50 рублей.
Спор заключался в том, что исполнитель обязался предоставлять энергию публичному акционерному обществу, но качество предоставленных услуг было недостаточным. А также услуги были предоставлены не в полной мере. Волгоградэнерго отказался удовлетворить требования клиента в течение 10 дней с момента предъявления претензий от «Волгаэнергосбыт».
Судебным заседанием было принято решение об удовлетворении требований истца в полной мере.
Самым частым случаем являются разбирательства, возникающие между физическими лицами и организациями. Случается так, что суд уже произошел, и было принято решение удовлетворить требования покупателя (указано в тексте распоряжения), но продавец не спешит исполнять судебные решения. Это грозит еще большими затратами производителя в виде штрафа и неустойки.
Например, в 2015 году произошло судебное разбирательство между гражданином Клохтиным и российским импортером «Ниссан».
Претензия истца заключалась в том, что ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» в результате предыдущего суда, произошедшего между теми же сторонами, не выполнил требований суда и не выплатил своевременно сумму, которую его обязал выплатить суд. Клохтин потребовал оплатить неустойку, а также проценты за пользование его денежными средствами и соответствующий штраф.
Решением суда было удовлетворение требований истца.
Еще одним примером из сферы торгового законодательства является судебное разбирательство, произошедшее в Туле между жильцами квартиры и недобросовестной управляющей компанией. Жильцы дома направили просьбу в УК об устранении проблемы с потекшей крышей, но отправка заявления была напрасной. В результате комнаты общего пользования пришли практически в аварийное состояние. По причине игнорирования УК требований граждан, проживающих в доме, который должен обслуживаться этой фирмой, граждане обратились в суд с иском против УК, требуя возместить имущественный и моральный ущерб жителей многоэтажки.
Судья вынес решение в пользу жителей многоквартирного дома. В результате управляющая компания теперь должна была не только устранить проблемы и оплатить ущерб, но и заплатить штраф, а также расходы на судебное разбирательство.
Таким образом, осмысление статей этого законодательного акта важно не только для потребителей, но и для самих сбытчиков товара. Недобросовестное поведение с их стороны может привести к судебным разбирательствам, поэтому, если уж были произведены нарушения во время производства товара, то стоит сразу же удовлетворить по закону претензии покупателей, с целью избежания еще больших затрат, связанных с судебными постановлениями. В случае несогласия ответчик вправе подать документы на расторжение постановления.