Каждый человек, совершая покупку, имеет право на знание всей информации о приобретаемом товаре или оказываемой ему услуге. При этом такого рода данные по закону должны быть полными и достоверными. Требования российского законодательства представлены в законе о защите прав потребителей и статье 8 Российской Федерации.
Содержание
Сфера регулирования ст. 8 ЗоЗПП
8 статья закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует взаимоотношения, которые возникают между покупателем и продавцов в процессе заключения сделки о купле-продаже. Каждый клиент вправе потребовать от продающего лица всю информацию о приобретаемом продукте. В свою очередь, обязанность исполнителя состоит в донесении до покупателя полных и достоверных сведений об объекте продажи.
При несоблюдении требований российского законодательства в области защиты прав потребителя исполнитель несет гражданско-правовую ответственность, которая описана в статьях рассматриваемого закона.
Краткое описание и разъяснение закона
В последней редакции закона структура этого нормативно-правового акта составляет всего два пункта, которые содержат в себе сведения о праве покупателя на получение полноценной информации о приобретаемом продукте.
Первая часть ст.8 содержит информацию о праве потребителя требовать от продавца полных и достоверных сведений о режиме работы производителя, а также данные о той продукции, которая реализуется им.
Во втором разделе ЗоЗПП говорится о том, что обязанность исполнителя – наглядно представить клиенту сведения о продаваемом изделии, когда покупателем осуществляется совершение покупки или в случаях, когда с исполнителем заключается договор на оказание услуг. Вся информация в прилагаемой к продукту документации должна быть представлена на русском языке. В некоторых случаях возможно использование языка субъекта (например, татарского), а также языка народности, проживающей на территории Российской Федерации.
Таким образом, ст.8 ЗоЗПП сообщает о том, что клиентура магазина имеет право на получение всех необходимых сведений об объекте продажи.
Комментарий к Ст. 8 ЗоЗПП РФ
В комментариях к ст.8 содержатся сведения о том, что данные о товарах или услугах, которые желают приобрести покупатели, должны предоставляться клиентуре в соответствующей форме и объеме. Презентация сведений о продукции на иностранном языке может быть расценено как непредоставление полной и достоверной информации о продукции.
В случаях, когда исполнителем был осуществлен перевод на русский язык, продавец вправе сам определить, каким образом он будет заверять достоверность перевода. Если перевод заверяется у нотариуса, то этот юридический специалист должен обладать документацией, подтверждающей его знание языка, с которого осуществляется перевод сведений о товаре.
Если перевод признан недостоверным, то, при судебном разбирательстве, информация, которая дается покупателям с этим переводом, будет считаться недостоверной. Это даже может обозначать, что продавец умышленно утаил полезные для покупателя сведения. Поэтому такая деятельность является опасной и переводить стоит более тщательно.
Кроме того, в ЗоЗПП РФ говорится о предоставлении сведений в достаточном объеме. При этом объем передаваемых данных не конкретизируется, то есть право на измерение объема сведений предоставляется самому продавцу.
Если продажа изделия осуществляется на дистанционном уровне, например, посредством интернета, то все сведения должны быть представлены на соответствующем техническом носителе. Тип носителя зависит от того, каким именно способом происходит продажа продукции.
Способы передачи информации о товаре или услуге в законодательстве о защите прав потребителей в этом законе также не указываются, поэтому производитель вправе сделать это любым доступным способом. Например, предоставить документацию, содержащую все сведения о продукте, или же сообщить устно, а также при помощи любых средств передачи данных о продукции.
Список способов передачи информации может регулироваться иными нормативно-правовыми актами, которые осуществляют взаимодействие с восьмой статьей ЗоЗПП Российской Федерации, например, постановлениями Правительства РФ или же указами Президента РФ.
Взаимосвязь ЗоЗПП с иными нормативно-правовыми актами
ЗоЗПП РФ связан с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Заключается эта взаимосвязь в том, что при нарушении прав потребителей на продавца накладывается штраф в размере, установленном российским законодательством.
С 13 статье закона ЗоЗПП содержатся данные о том, что помимо выплаты компенсации за ненадлежащий товар, производитель обязан заплатить штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.
Помимо взаимодействия со статьями КоАП, ФЗ «О защите прав потребителей» связан с постановлениями Правительства и указами Президента РФ на данную тематику.
Некоторые нюансы
Если продавец не предоставил полные и достоверные сведения о продаваемой продукции, даже в тех случаях, если это произошло не по злому умыслу, то покупатель имеет право потребовать от продавца следующих действий, которые нужны для устранения причин неудовлетворенности потребителя:
- Замена продукции на тот товар, который принадлежит той же товарной марке.
В крайних случаях, если товара вовсе нет в наличии, можно заменить на аналогичный продукт той же товарной категории, который обладает всеми потребительскими свойствами, которыми обладал заменяемый продавцом товар. В такой ситуации на замену должен согласиться сам покупатель, причем, если это необходимо, продавец или покупатель должны осуществить доплату за аналогичный продукт.
В 21 статье ЗоЗПП РФ указывается информация о том, что на осуществление замены некачественного продукта производителем дается период, который не должен превышать семь дней со дня сдачи товара. Возможна ситуация, когда требуется проверка, которая подтвердит то, что дефект был нанесен продавцом. Тогда на осуществление замены дается не более двадцати суток. А если объект продажи был приобретен в районах Крайнего Севера или местности, приравненной к нему, то клиенту придется ждать поступления товара в тот момент, когда будет осуществлена доставка в эти районы. Срок в таком случае не устанавливается этим НПА.
- Устранение недостатков приобретенного продукта. Это может быть представлено в виде ремонта испорченной вещи. При этом производитель должен учитывать то, что на ремонтную деятельность законом установлены определенные сроки. Сведения о сроках проведения ремонтных работ указаны в 20 статье ЗоЗПП.
Таким образом, период исправления недостатка изделия не может составлять более, чем 45 суток. Кроме того, покупателю следует знать о том, что при приеме объекта продажи на ремонт, продавец обязуется предоставить ему замену в виде аналогичного товара (в случаях, если ремонтируемый продукт является товаром долговременного использования). В постановлении Правительства РФ №55 говорится о том, что некоторые товары не подлежат безвозмездной замене на время осуществления ремонтной деятельности, например, бытовые приборы, мебель, электроприборы, транспортные средства и некоторые другие товары.
- Возмещение затрат на самостоятельный ремонт или в случае если ремонтная деятельность была осуществлена третьим лицом.
В ситуациях, когда клиент самостоятельно сделал ремонт продукции или обратился с просьбой отремонтировать ненадлежащего качества изделия, продавец обязан возместить затраты на ремонт, осуществленные покупателем. Такое бывает в экстренных ситуациях, когда требуется быстрый ремонт вещи, потому что ее использование необходимо. В этом случае объект продажи останется у клиента.
- Снижение цены на продукт недостаточного качества. Клиент вправе потребовать скидку от производителя в случае обнаружения недостатка на месте. При этом исполнителю лучше всего будет заверить документально эту сделку, иначе не исключено то, что клиент окажется недобросовестным человеком и потребует судебного разбирательства с компенсацией морального ущерба.
- Возврат денежных средств, затраченных на некачественный товар или услугу. При этом объект продажи возвращается лицу, продавшему его.
Важным и основным источником данных, которые подтверждают то, что продукция ненадлежащего качества была действительно приобретена именно у этого продавца, является договор купли-продажи или же товарный чек. А также к такому роду документации относятся гарантийный талон и информация о сроках годности и хранения.
Если продавец не предоставил все эти документы потребителю в процессе совершения сделки, то клиент вправе потребовать все необходимые бумаги. В случае отказа исполнителя представить сведения для покупателя, клиент имеет право подать иск на нерадивого производителя в органы судебной власти.
Если производитель отказывает потребителю в выполнении этих действий, значит, он нарушает законодательные НПА России в области защиты прав и свобод клиентов магазинов, кафе и т. д. За то, что не исполнил требования законодательства, продавец отвечает согласно Кодексу об административных правонарушения РФ.
Но с появлением закона, который осуществляет защиту прав покупателей, возникло такое явление, как потребительский экстремизм. Такой тип экстремизма заключается в том, что недобросовестные клиенты умышленно портят товар. При этом их цель заключается в получении денежных выплат. Кроме того, они могут потребовать от продавца выплатить компенсацию морального ущерба, который был якобы причинен им вследствие приобретения товара ненадлежащего качества.
В 13 статье ЗоЗПП РФ содержатся сведения о том, изготовитель может отстоять свои права в суде. Доказательством невиновности производителя в наличии дефекта является проведение экспертизы, определяющей, когда именно появился недостаток. Производитель виноват, если нарушение произошло в процессе производства или доставки товара в место его реализации. А также вина исполнителя состоит в неправильном хранении изделия. Если экспертиза подтвердить невиновность производителя, то сам продавец вправе подать исковое заявление в судебные органы за клевету. Поэтому клиентам не стоит умышленно наносить ущерб приобретенному продукту с целью получения прибыли.
Кроме того, продавец некачественной продукции может быть оправдан в том случае, если урон продукции был нанесен вследствие непреодолимой силы, то есть он не мог ничего предпринять для устранения ущерба.
Случается так, что производителем была донесена до покупающего лица вся необходимая информация об изделии, а клиент недоволен ей, но оплатил товар или услугу в связи с собственной невнимательностью, не взглянув на презентуемые ему сведения о продукции. В таких ситуациях продавец также не несет ответственности за свои действия, так как они полностью соответствовали требованиям российского законодательства в области защиты прав покупателей.
Таким образом, если производитель не осуществил презентацию полноценных данных о товарах или услугах, то это угрожает ему штрафными санкциями. Каждый продавец обязан знать требования российского законодательства по защите потребительских прав для того, чтобы избежать неприятностей в будущем. Передача клиенту необходимой информации о товаре является важнейшей частью заключения сделки о купле-продаже и неважно, как именно она будет представлена: при помощи документации или же в процессе описания товара или услуги.