Закон РБ «О защите прав потребителей»

Флаг Республики Беларусь

Люди ежедневно совершают покупки, но кто же защитит их от недобросовестных продавцов и изготовителей? Главным законом, защищающим интересы потребителей, является закон о защите прав потребителей РБ с изменениями и дополнениями. В этом нормативно-правовом акте указана информация об основных инструментах управления отношениями между покупателями и продавцами, возможности потребителей и иные, важные для покупателей, сведения.

Что регламентирует закон о защите прав потребителей Республике Беларусь

В структуре закона содержится информация различного рода, но главная их цель – защитить права и свободы потребителей. Большой акцент в ЗоЗПП приходится на понятийный аппарат. Закон разъясняет то, какие действия должен выполнить покупатель, чтобы осуществить возврат товара, ремонт, произвести обмен товара ненадлежащего качества на более качественный продукт или же возвратить деньги за бракованную продукцию. В ЗоЗПП РБ говорится о том, какие документы должны прилагаться к продукции, а также о том, какую ответственность несет производитель за продажу товара ненадлежащего качества и при отказе добровольно осуществить оплату или замену некачественных товаров.

Содержание и разъяснение Закона «О защите прав потребителей» РБ

Структура закона насчитывает 6 глав, в которых содержится 48 статей. В первой части особо тщательно рассматривается ряд определений, важных для ЗоЗПП РБ – покупатель, продавец, товар, услуга, недостатки товара и т. д. Эти сведения представлены в 1–5 главах нормативно-правового акта.

Исходя из этих данных, можно выделить наиболее важны пункты закона для покупателей, столкнувшихся с неприятностями после приобретения продукции:

  1. Гарантийный срок – одно из наиболее важных для покупателя, ведь он содержит информацию о том, сколько времени продукт должен соответствовать всем нормам, установленным государственными органами. Кроме того, именно в этот срок можно вернуть, обменять товар или вернуть деньги за некачественный продукт.
  2. Чек – это документ, который подтверждает то, что покупка была совершена и является важнейшим аргументом при возникновении споров между двумя сторонами договора о купле-продаже.
  3. Качество товара – это понятие, которое включает в себя те свойства, которыми должна обладать покупаемая продукция и, отталкиваясь от которых потребитель может обратиться к продавцу с просьбой обмена, возврата и возмещение затрат.
  4. Недостаток и существенный недостаток продукции – это те качества, которые делают продукт непригодным к использованию.
  5. Срок годности – это то время, на протяжении которого товар будет пригодным к использованию, чаще всего такие сроки устанавливают на продуктах питания.
  6. Срок хранения – это врем, на протяжении которого продукция может сохранять потребительские свойства, если следовать всем условиям, указанным на упаковке. Если потребитель будет выполнять все условия, то будет проще доказать вину производителя при возникновении конфликтных ситуаций.

Во второй части последнего издательства закона Республики Беларусь о защите прав потребителей содержится информация об ответственности продавцов за некачественную продукцию перед потребителями. Перечисляются все обязанности исполнителей при сбыте продукции и насколько ответственен производитель за неправомерные действия.

Семейная пара делает покупки в универсаме

В третьей части говорится о тех отношениях, которые присутствуют между сторонами договора о купле-продаже. В данной главе сообщается о порядке реализации товара и о тех требованиях и претензиях, которые может предъявить потребитель к отрицательному качеству продукта. Кроме того, указываются сроки, в которые можно осуществить предоставление претензий производителю. В третьей части указаны обязанности продавца в виде устранения недостатков, обмена, ремонта и иных типов действий продавца в конфликтных ситуациях с покупателем, связанных с покупкой некачественного товара.

В следующей главе перечисляются те меры, которые предусмотрены в качестве несения ответственности за продажу некачественной продукции.

В пятой части описано то, при помощи каких инструментов и механизмов осуществляется защита прав неудовлетворенных потребителей. Помимо защиты покупателей, в этом разделе присутствует информация о правах самого продавца, о том, как он может защититься от нечестных покупателей (например, провести экспертизу и доказать свою невиновность).

В шестом разделе говорится о том, как защищаются права покупателей на уровне общественной защиты.

ЗоЗПП РБ перечисляет, какие действия обязан совершить производитель при предъявлении претензий на счет некачественного изделия, проданного им:

  1. Заменить продукт – при этом должен быть предоставлен тот же продукт, той же марки. В то же время имеется возможность замены на аналогичный товар, обладающий теми же потребительскими свойствами.
  2. Снизить цену на приобретенный продукт с браком – при этом товар останется у покупателя, но за то, что он испорчен, исполнитель сделает ему скидку.
  3. Устранить недостатки изделия, обнаруженные потребителем – изготовитель должен принять меры в виде ремонта для того, чтобы сделать качество товара соответствующим требованиям государственных стандартов.
  4. Возместить расходы – это возможно в случаях, когда покупатель сам отремонтировал некачественный товар и требует возместить затраченные денежные средства. Зачастую довольно трудно потребовать возврата денег за самостоятельный ремонт, потому что продукт уже был вскрыт и неполадка удалена при помощи ремонтной деятельность, поэтому при помощи экспертизы будет трудно доказать, что изначально у товара был брак.
  5. Вернуть деньги за некачественное изделие – в этом случае исполнитель обязан возвратить денежные средства за некачественную продукцию, если того требует покупатель.

На клавиатуре ноутбука лежат маленький глобус и коробки

Продавцу следует осознавать то, что невыполнение требований белорусского законодательства в области защиты прав и свобод покупателей ведет его к несению ответственности. Например, человек приобрел телефон, у которого зависает экран, и он вернул его производителю для осуществления ремонтной деятельности. Но производитель не стал спешить с осуществлением ремонта и сильно нарушил сроки возврата заказа пострадавшему. В таком случае на него начисляется штраф в размере одного процента за один день просрочки возврата телефона из ремонта.

Но сроки имеют определяющее значение не только для продавца, но и для самого потребителя. Если гарантийный срок истек, то клиент не вправе предъявлять претензии к производителю.

Кроме штрафа, суд может обязать производителя выплатить моральный ущерб, а также штраф за предоставление ложной информации и иные незаконные способы передачи некачественного товара.

Если исполнитель знает о недостатке приобретаемой продукции и не сообщает покупающему о нем, то это рассматривается как уклонение от сделки и является противозаконным действием со стороны исполнителя.

Таким образом, в случаях с нарушением потребительских прав действует гражданско-правовая ответственность в виде возмещения ущерба и оплаты штрафа. В то же время продавцу следует помнить о том, что он обязан выплатить неустойку и получить штрафные санкции за то, что своевременно не удовлетворил требования пострадавшего от его продукции лица.

Функции и значение Закона «О защите прав потребителей»

ЗоЗПП имеет решающее значение в Республике Беларусь. Согласно исследованиям, он повлиял на развитие белорусского рынка больше, чем иные нормативно-правовые акты, связанные с законодательством в области торговли.

Основная функция этого закона заключается в том, чтобы урегулировать отношения между сторонами договора о купле-продаже, защитить права покупателя в случае недобросовестного отношения продавца к нему, а также защитить самого продавца, в случае недобросовестного поведения со стороны потребителя.

Кроме того, ЗоЗПП РБ описывает возможности и права граждан, приобретающих различного рода продукцию. Например, в права покупателя входит получение полной и достоверной информации о товарах и услугах, которые покупаются им. Таким образом, продавец не вправе утаивать информацию о товаре или же предоставлять неточные сведения.

А также покупатель вправе воспользоваться всей информацией о приобретаемом продукте, при этом доступ к этим сведениям не может быть ограничен продавцом, производителем и иными лицами.

Человек, совершающий покупку, вправе самостоятельно выбрать нужный ему товар. При этом продавцу следует знать о том, что он не имеет права влиять на выбор покупающего, но подсказать при выборе покупки обязан.

Девушка рядом с витриной кисло-молочной продукции

Каждый человек имеет право на получение качественной продукции, а при непредоставлении такого товара он может требовать замены, ремонта, устранения недостатков и иных мер, которые должны быть предприняты продавцом некачественного продукта. Если же производитель не выполнил требования белорусского законодательства в сфере защиты прав и свобод потребителей, то покупатель имеет право обратиться в судебные органы или в прокуратуру с просьбой возмещения продавцом всех убытков.

Конечно же, потребитель не может сразу же обратиться в судебные органы с иском на производителя продукта, но это возможно, если продавец не желает удовлетворять претензии и требования человека, купившего некачественный товар. Главным аргументом является товарный чек, поэтому потребителям не стоит выбрасывать его сразу же после совершения сделки.

Чтобы доказать, что брак телефона, мебели, обуви, то есть любые товарные категории, были испорчены в процессе производства, гражданин, который приобрел бракованный продукт, вправе потребовать проведения экспертизы, причем производится эта процедура за счет производителя некачественного изделия.

В законе «О защите прав потребителей» Республики Беларусь уделяется внимание не только товарным категориям, но и услугам, которые были оказаны недостаточно качественно. Возможности защиты прав у получавшего услуги те же, что и у людей, приобретающих товары, но в этом случае услуга либо повторяется заново бесплатно, либо исправляется, либо назначается другой исполнитель. При этом можно вернуть затраченные денежные средства или же потребовать снижения цены на некачественно оказанную услугу.

Есть и еще один вид выплат в ситуациях ненадлежащего оказания услуг со стороны исполнителя. Например, девушка обратилась в клинику, занимающейся пластической хирургией, где ей пообещали отличный результат и красивые пухлые губы. Но после операции ее верхняя губа страшно раздулась и посинела. В такой ситуации она вправе потребовать не только бесплатного исправления урона, нанесенного ее внешности, но и компенсацию морального вреда, который был ей нанесен вследствие некачественного предоставления услуги сотрудниками клиники. Если клиника отказывается возмещать все убытки клиентке, то она вправе обратиться в судебные органы с иском против исполнителей, навредивших ее внешнему виду.

С появлением закона о защите прав потребителей РБ и возврата товара возникло такое явления, как потребительский экстремизм. Потребительский экстремизм заключается в том, чтобы манипулировать продавцами при помощи законодательства в сфере торговли с целью получения выгоды в виде денежной или иной компенсации. Но производителям не следует бояться уловок таких клиентов, так как в законе предусмотрены ситуации, когда исполнитель освобождается от ответственности. Это возможно в том случае, если будут присутствовать доказательства того, что продукт был испорчен самим покупателем. Обычно в данных целях проводится экспертиза, определяющая то, каким образом продукция получила недостаток: при производстве, транспортировке, хранении или же при помощи вмешательства самого человека, купившего продукцию.

Судебная практика

В республике Беларусь судебная практика по вопросам защиты покупателей – нередкое дело. По закону обращаться в судебные органы имеют право физические, юридические лица, государственные и общественные организации, а также их представители.

Нередко в судебной практике РБ наблюдается уклонение самими судами выполнения норм закона. Например, были зафиксированы случаи отклонения иска по той причине, что жалоба была подана не самим человеком, чьи права были нарушены, а общественной организацией, взявшей на себя защиту его прав и интересов. Согласно белорусскому законодательству в области защиты прав потребителей, защищать свои интересы в суде человек может не только сам, но и прибегая к помощи государственных органов и общественных организаций.

Раскрытая книга, деревянный молоточек

Зафиксирован случай, когда суд отказал общественному объединению в рассмотрении иска, где аргументом было то, что подписано обращение было не председателем этой организации, а его заместителем.

Такая тенденция продолжалась до 2005 года, после чего белорусская судебная система значительно продвинулась в этом вопросе и стала более тщательно разбирать судебные дела по защите прав покупателей и строже относиться к производителям, нарушающим требования белорусского законодательства в области торговли.

Таким образом, принятие закона «О защите прав потребителей» в Республике Беларусь обеспечило безопасность граждан, приобретающих продукцию у различных производителей. В то же время многие пользуются этим в свою пользу и пытаются отсудить у производителя деньги за тот ущерб, который они сами же нанесли товару. Законом предусмотрена не только ответственность производителей, но и то, как они могут быть освобождены от нее. Развитие судебной системы Беларуси повысило качество предоставляемых судебных услуг, поэтому потребителям не стоит бояться того, что их права не будут в достаточной мере удовлетворены.

Каждый человек имеет право на приобретение продукции, которая не представляет для него опасности, а также на получение полной и достоверной информации о приобретаемом изделии. Кроме того, обязанностью продавцов является полное знание о продукте, которое они должны донести до клиента, совершающего покупку. Если же исполнитель знал о ненадлежащем качестве товара или услуги и не сообщил об этом клиенту, то вся ответственность за такие действия ложится на него и выражается в виде штрафных и иных санкций.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации