Закон Украины «О защите прав потребителей»: что необходимо знать

Флаг Украины

С древнейших времен люди регулярно обменивались товарами. Вот и в современном мире каждый день человек вступает в отношения, связанные с обменом денег на товары и услуги – отношения купли-продажи. Для того чтобы эти взаимоотношения были честными с обеих сторон договора, украинское законодательство предусмотрело защиту прав и свобод покупателей – закон Украины о защите прав потребителей. В данной статье рассмотрены основные положения этого закона.

Краткое описание и разъяснение закона Украины «О защите прав потребителей»

Закон номер 1023-XII регулирует взаимоотношения между продавцом и покупателем, происходящие в процессе осуществления покупки товара или услуги.

В структуру законодательного акта входит четыре раздела, в которые включены тридцать две статьи.

В первой части нормативно-правового акта предоставлены общие положения в виде основных терминов и определения сферы деятельности этого документа. Первый раздел является основополагающим и определяет то, о чем пойдет речь в этом законе.

Во втором разделе перечислены права покупателей, а также способы их защиты при нарушении требований украинского законодательства в области защиты прав и свобод покупателей в процессе торговых взаимоотношений с продавцом.

Третья часть сообщает о том, что покупатели могут создавать потребительские общественные объединения, которые имеют ряд прав по закону.

В четвертой части говорится о том, что должны делать органы государственной власти для защиты граждан в процессе заключения ими сделок с торговцами. В законодательном акте указаны полномочия и обязанности властных структур по защите прав потребителей Украины.

Пятый раздел содержит заключительные положения закона.

Основные положения закона

В первом разделе новой последней редакции ЗоЗПП, изданной в 2006 году, указаны основополагающие термины, на которых строится рассматриваемый нормативно правовой акт. К ним относятся:

  1. Гарантийный срок – одно из наиболее важных для покупателя понятий, ведь оно содержит информацию о том, сколько времени продукт должен соответствовать всем нормам, установленным государственными органами. Кроме того, именно в этот срок можно вернуть, обменять товар или вернуть деньги за некачественный продукт.
  2. Чек – это документ, который подтверждает то, что покупка была совершена. Этот документ является важнейшим аргументом при возникновении споров между двумя сторонами циркуляра о купле-продаже.
  3. Качество товара – это понятие включает в себя те свойства, которыми должна обладать покупаемая продукция и, отталкиваясь от которых потребитель может обратиться к продавцу с просьбой обмена, возврата и возмещение затрат.
  4. Недостаток и существенный дефект продукции – это те качества, которые делают продукт непригодным к использованию.
  5. Срок годности – это то время, на протяжении которого продукция будет пригодна к использованию, чаще всего такие сроки устанавливают на продуктах питания.
  6. Срок хранения – это временной промежуток, на протяжении которого продукция может сохранять потребительские свойства, если следовать всем условиям, указанным на упаковке. Если потребитель будет выполнять все условия, то будет проще доказать вину производителя при возникновении конфликтных ситуаций.

Девушка рассматривает гардероб

Во втором разделе законопроекта говорится о тех правах, которыми обладают потребители. К ним относятся:

  • право получить информацию о приобретаемом товаре или услуге;
  • привилегия на обладание достоверной информацией;
  • право на покупку безопасных для жизни и здоровья продуктов.

Там же содержатся сведения о том, какую ответственность несет продавец за нарушение прав покупателя. Например, если потребитель приобрел в магазине новый мобильный телефон, который по техническим показателям оказался опасным для покупателя, то производитель обязан произвести полное возмещение ущерба, полученного клиентом.

Если сам товар относится к опасной категории продукции, то задача продавца уведомить клиента о возможных опасностях до момента приобретения покупателем этого товара.

Каждый потребитель имеет право на приобретение продукта надлежащего качества. Если после приобретения товара обнаружилось, что он не соответствует государственным стандартам, то потребитель вправе потребовать от консультанта замену некачественной вещи на качественный продукт.

По законопроекту срок замены товара составляет четырнадцать суток со дня совершения покупки. При этом, если не сохранится ценник, чек, ярлык и иная документация, подтверждающая факт совершения покупки, обмен не может быть совершен. Если продукт будет не в товарном виде, то требовать ремонты или обмена гражданин не имеет права.

Кабинет министров Украины устанавливает ряд товарных категорий, не подлежащих обмену.

Если потребителем был получен некачественный товар, то он может обращаться в место продажи с требованием осуществления ремонта или же возмещения расходов на него. Ремонтная деятельность торговой организацией осуществляется безвозмездно.

Мужчина покупает пилу в отделе электро-инструментов

Каждый продавец обязан сообщать клиенту о сроке годности или гарантийном сроке продукции. Потребитель не вправе обращаться с претензиями к производителю в случае, когда годность товара истекла.

Условием законного совершения покупки является и невмешательство продавца-консультанта в процесс выбора покупки.

Если потребитель получает услугу, от которой уже не может отказаться, то исполнитель не имеет права навязывать ему выгодные для себя условия, например, завышать цену или же изменять время предоставления услуг.

Если циркуляр о купле-продаже предоставляется дистанционно, то продавец обязан предоставить следующую информацию:

  1. Данные продавца (сведения об организации, адрес, контактные данные и т. д.).
  2. Информация о товаре (потребительские свойства).
  3. Цена продукции и ее доставки.
  4. Формы оплаты.
  5. Сведения о гарантии, ремонте, замене и т. д.
  6. Условия предоставления услуг.
  7. Сроки выполнения торговых обязательств.

Девушка с пакетами покупок в торговом центре

Факт совершения такой покупки совершается или письменно, или при помощи электронного сообщения. Вообще, интернет-магазины должны предоставлять электронный чек, сообщающий о совершении с покупателем сделки купли-продажи.

  1. В законе предусматривается то, что защита потребительских прав осуществляется в судебных органах. При этом одновременно с вопросом об удовлетворении претензий потребителя решается вопрос о предоставлении истцу моральной компенсации.
  2. В случаях, когда потребители защищают свои права в суде, они не обязаны вносить денежные средства за судебное разбирательство. Обычно эта сумма выплачивается ответчиком, если он считается виновным в совершении правонарушения в сфере торговли.
  3. Потребитель не имеет права при поломке, произведенной им собственноручно, вводить в заблуждение производителя и судебные органы власти.
  4. Если продавец откажет покупателю в его законных требованиях о возврате наличных, ремонте, замене продукта ненадлежащего качества, то суд обяжет его выплатить сумму приобретенного некачественного продукта в десятикратном размере. При этом сумма выплат не может быть менее пяти необлагаемых доходов граждан.
  5. Когда производитель реализует товар, который не отвечает государственным требованиям безопасности, суд может обязать его заплатить пятьдесят необлагаемых доходов граждан.

При продаже продукции, которая подлежит обязательной сертификации и не содержит регистрационного номера, штраф составляет десять НД.

Если организация не ведет установленный законодательными органами учет расходов и доходов, то сумма штрафа может достигать сотни НД.

Если опасная для людей продукция не будет помечена специальными знаками, то назначаемые штрафные санкции составляю двадцать необлагаемых налогов граждан.

Когда потребителю при совершении сделки купли-продажи не предоставляется полная и достоверная информация о товаре, на правонарушителя возлагается штраф в размере 30% от дохода, полученного от реализации партии товара.

Закон освещает то, что все полученные штрафные санкции начисляются в государственный бюджет.

Помимо штрафа, недобросовестный исполнитель договора о купле-продаже обязан выплатить клиенту моральную компенсацию (если она необходима), а также оплатить судебные расходы пострадавшего лица.

Взаимосвязь с другими нормами

Рассматриваемый законодательный акт связан с рядом иных норм закона. Например, с законом «О защите от недобросовестной конкуренции». Этот законодательный акт тесно связан с правом покупателей на получение достоверной информации от изготовителя.

В процессе рыночных отношений конкурирующие фирмы зачастую могут распространять недостоверную информацию о своей продукции с цель получения конкурентного преимущества перед противником.

Например, производитель линии одежды или обуви утверждает, что материалы, используемые для изготовления изделий, поставляются из Италии, вследствие этого и устанавливается высокая ценовая политика и строится бренд. На самом же деле, сырье поступает не из Италии, а, например, из Китая и является далеко не высококачественным продуктом. В результате покупателям может быть нанесен ущерб передачей недостоверной информацией, например, аллергия на ту или иную ткань низкого качества. Законодательство в сфере защиты общества от недобросовестной конкуренции пресекает подобного рода деятельность, тем самым защищая покупателей от ложной информации о приобретаемых изделиях.

Закон Украины

Связан с предоставлением информации о товарах и законопроект «О научно-технической информации».

А также ЗоЗПП взаимодействует с законом о третейских судах, который регулирует порядок обращения граждан в такого рода ситуациях в судебные органы.

Таким образом, законодательная защита прав потребителей представлена в виде закона Украины «О защите прав потребителей». Покупателям не стоит бояться приобрести продукцию, которая может навредить их жизни или здоровью либо быть обманутым недобросовестным продавцом. Если исполнитель не согласится в добровольном порядке исправить недостатки товара или возместить за него ущерб, то ему придется отвечать перед законом в судебных органах.

По мнению многих украинских средств массовой информации, нормативно-правовой акт, который должен обеспечивать защиту прав потребителей, не выполняет свою главную задачу – обеспечение безопасности покупателей. Ведь в законе почти не предусмотрена замена некачественной продукции и ее ремонт. В законопроекте говорится о том, что право на замену товара за покупателем остается в течение двух недель, включая день совершения покупки. А что если по производственным причинам сломается автомобиль в течение месяца со дня совершения покупки? К сожалению, пока разбирательства по таким вопросам осуществляются в судебных органах.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации